Глазовский краеведческий музей

Женские украшения южных удмуртов

ХIХ – середина ХХ вв

 

(из фондов Глазовского краеведческого музея)

0+

 

Женские украшения тесно связаны с бытовым укладом народа. Они отражают его духовные и эстетические ценности, являются одним из направлений декоративно-прикладного творчества.  В женских украшениях XVIII- нач. XX вв. использовали серебряные монеты – русские (в особенности царские рубли и мелкое серебро) и иностранные, жетоны, разнообразные бляхи, пуговицы, металлические накладки и подвески. Позже в украшениях появились медали и советские монеты.
Своеобразие южно-удмуртских украшений заключается в том, что большинство их составлено на тканевой основе. Среди них выявлены локальные варианты, характерные для той или иной этногруппы. 
Украшения женщины надевали на свадьбу, проводы в армию и другие торжественные случаи. Дорогие серебряные украшения сохранялись столетиями как семейная драгоценность и переходили от поколения к поколению.

Образец бытования комплекта шейно-нагрудных украшений с южноудмуртским костюмом.
Участница конкурса невесток - молодых замужних женщин – из Малопургинского района. Республиканский праздник Гербер. 
Деревня Юски. Кезский район. Удмуртская республика. 2015 г.
Фото Л. Лихачевой.

Украшение шейно-нагрудное женское южноудмуртское (чыртывесь).
Материал: серебро, металл, пластик, бисер, ткань х/б, лен.
Техника: ручная. 
Кон.  XVIII – нач. XX вв.

Шейно-нагрудный комплекс завьяловско-малопургинского куста,представленный на выставке,  называется «чыртывесь» (букв. шейные бусы). Он объединяет два элемента: шейный «питрес, йыр йыл» и нагрудный «сузет, куинь сузетэн».  
Первоначально, вероятно, оба этих элемента, шейный и нагрудный, были самостоятельными украшениями, затем объединены в одно целое. Шейное украшение без нагрудного считалось девичьим.

Украшение нагрудное женское южноудмуртское (сузет, куинь сузетэн).
Материал: серебро, металл, ткань х/б, лен.
Техника: ручная. 
Кон.  XVIII – нач. XX вв. 

Нагрудный элемент «сузет, куинь сузетэн» – это три вертикально вытянутые овальные полоски белого холста, обшитые серебряными монетами. Использовано здесь и несколько монетовидных жетонов, а также подвесок из недрагоценных металлов.

Украшение нагрудное женское южноудмуртское. Фрагмент
Материал: серебро, металл, ткань х/б, лен.
Техника: ручная. 
Кон.  XVIII – нач. XX вв. 

На нагрудник нашивали монеты от 20 копеек до 1 рубля. Располагали их в соответствующем порядке: крупные в центре, мелкие по краям. Серебряные монеты – излюбленный материал для украшений. Серебро, по представлениям многих народов, – металл, наделенный магической функцией, синоним всего светлого, радостного, символ красоты, богатства, здоровья.

Украшение нагрудное женское южноудмуртское. Фрагмент. Жетон монетовидный. Аверс (слева), реверс.
Материал: металл.
Техника: фабричная.
Кон. XIX  – нач. XX вв.  

Фабрика Д. Кучкина, основанная в 1898 г. в Москве, массово выпускала монетовидные жетоны, продававшиеся для народностей, в женский костюм которых входили украшения из монет. На большинстве из них на одной стороне изображена женская головка в окружении французской надписи «ornements des femmes» (украшение для женщин), другая сторона чаще всего занята изображением двуглавого орла.

Украшение нагрудное женское южноудмуртское. Фрагмент. Подвеска.
Материал: металл.
Техника: ручная.
Кон.  XIX – нач. XX вв. 

Такие подвески из недрагоценных металлов в небольшом количестве довольно часто встречаются в массе серебряных монет южноудмуртских украшений.

Украшение нагрудное женское южноудмуртское. Фрагмент. Подвеска (с неровными краями).
Материал: металл.
Техника: ручная.
Кон.  XIX – нач. XX вв.

Подвеска из недрагоценного металла, заменитель монеты.

Украшение нагрудное женское южноудмуртское. Фрагменты.
Материал: серебро, металл, ткань х/б, лен.
Техника: ручная. 
Кон.  XVIII – нач. XX вв. 

Украшение шейное женское южноудмуртское (питрес, йыр йыл).
Материал: серебро, металл, пластик, бисер, ткань х/б, лён.
Техника: ручная.
Кон. XVIII  – первая половина ХХ в.

Шейное украшение «питрес, йыр йыл» в виде полумесяца или подковы из льняной ткани плотно прилегает к шее и застегивается крючками, пуговицами. Шейное украшение надевали на верхнюю рубаху вместе с нагрудным украшением, закрывая ворот. 

Украшение шейное женское южноудмуртское. Фрагменты.
Материал: серебро, металл, пластик, бисер, ткань х/б, лён.
Техника: ручная.
Кон. XVIII – первая половина ХХ в.

К холсту, покрытому красной тканью, в шесть рядов пришиты монеты в количестве 68 единиц разного номинала (монета 10 коп. 1861 - 1915 гг. - 15 ед.; монета гривенник 1748-1795 гг. – 15 ед.; монета полу полтинник – 1 ед., Россия; монета 20 коп. - 1868 – 1928 гг. – 16 ед.; монета 15 копеек 1877 – 1906 гг. – 4 ед.; монета рубль 1829-1921 гг. – 4 ед.; монета 25 коп. – 1847 г. ед.; монеты советского периода,  медальон и жетон «ornements des femmes».

Украшение шейное женское южноудмуртское. Фрагмент.
Материал: серебро, металл, пластик, бисер, ткань х/б, лён.
Техника: ручная.
Кон. XVIII – первая половина ХХ в.

По верхнему краю пришивали от двух до 4 низок прозрачного бисера и пуговицы, часто встречаются и мелкие красные кораллы, а в наиболее старинных вариантах - маленькие раковины каури. Основное поле этого элемента зашивалось серебряными монетами: в верхних рядах мелкими (не выше гривенника), в нижних – более крупными (рубли, полтины). Самая ранняя монета на украшении датирована 1748 г., поздняя – 1928.

Украшение шейное женское южноудмуртское. Фрагмент. Монета 1 рубль. Аверс (слева) и реверс. 
Материал: серебро.
Техника: чеканка.
РСФСР.
1921 г.

Монета серебряная. Выпущена Петроградским монетным двором. Размер и вес монеты полностью соответствует поздним царским рублям. На аверсе в центре изображён герб РСФСР образца 1920 года.

Украшение шейное женское южноудмуртское. Фрагмент. Монета 1 рубль. Аверс (слева), реверс.
Материал: серебро.
Техника: чеканка.
Россия.
1897-1801 гг.

Монета серебряная. Выпущена при императоре Павле I.
Такой рубль, с крестообразным рисунком на оборотной стороне, соединяющим П и I, с датой и указанной стоимостью, появился в конце 1797 года. 
На аверсе этих монет помещен девиз ордена Тамплиеров: "НЕ НЕМЪ НЕ НАМЪ, А ИМЯНИ ТВОЕМУ". Такой выбор не случаен - будучи поклонником рыцарства, Павел принимает этот девиз (сокращение одного из библейских псалмов). А в 1798 г. он сам избирается великим магистром Мальтийского рыцарского ордена.

Серьга (кобыё пельугы).
Материал: серебро, металл.
Техника: ручная. 
Кон.  XVIII – нач. XX вв.

Серьга (кобыё пельугы) – женское украшение.  К серебряной пластине сердцевидной формы в верхней части припаян металлический крючок дужка (швенза). В боковые полукруглые металлические петли пластины припаяны две  монеты (по одной с каждой стороны) достоинством 5 копеек 1759 и 1756 года.  Ниже – при помощи металлического шарнира крепится серебряная монета. Слева, справа и снизу к ней припаяны круглые металлические кольца, к которым при помощи петель крепятся три серебряные монеты достоинством 5 копеек 1757, 1758 гг. В бедных семьях при изготовлении подобных серег использовали жестяные или латунные имитации монет. Подобные индикации были довольно распространенным материалом в женских украшениях многих народов России. Серьги изготовлены кузнецами в технике пайки.

Цепи с монетами. Украшение нагрудное женское южноудмуртское (жильы, жильы весь, колтыри, коньдоно жильы).
Материал: серебро, металл.
Техника: ручная. 
Кон.  XVIII – нач. XX вв.

Когда использовали две цепи, крепили их к нагрудному украшению так, что цепь с мелкими монетами или только подвесками, как в нашем случае, располагалась внутри, ближе к нагруднику. Цепь с крупными монетами обрамляла нагрудник снаружи..

Цепь. Украшение нагрудное женское южноудмуртское (жильы, жильы весь, колтыри).
Материал: серебро.
Техника: ручная. 
Кон.  XVIII – нач. XX вв.

Вероятно, к кольцам крепились монеты. Но часто цепи использовались именно в таком виде.

Цепь с монетами. Украшение нагрудное женское южноудмуртское (жильы, жильы весь, колтыри, коньдоно жильы).
Материал: серебро, металл.
Техника: ручная. 
Кон.  XVIII – нач. XX вв. 

Цепь с монетами. Нагрудное украшение. Эти цепи надеваются вместе с нагрудным украшением на холсте самостоятельно или пришиваются к нагруднику. Цепи изготовляли как татарские, так и удмуртские кузнецы.

Украшение чересплечное женское южноудмуртское (бутьмар, кало бутьмар, камали, бутьмар-камали).
Материал: серебро, металл, ткань лён, шерсть, х/б.
Техника: ручная. 
Кон.  XVIII – нач. XX вв. 

Чересплечные украшения характерны для многих народов. 
У удмуртов известны в нескольких видах и названиях (бутьмар, кало бутьмар, камали, бутьмар-камали). Такие украшения надеваются через левое плечо под правую руку. Перевязь представляет собой  замкнутую полоску холста, наспинная часть которой уже, чем нагрудная. На нагрудную часть пришивают серебряные монеты. Также к перевезям пришивают раковины каури, сканые ажурные бляшки. 
На наиболее старинных вариантах встречаются бронзовые гребни с конскими головками на спинке. Вероятно, это свидетельствует об использовании данных предметов  качестве амулетов, следовательно, и охранительной функции перевязи.

Украшение чересплечное женское южноудмуртское. Фрагмент. Имитация монет - «чешуек».
Материал:  металл.
Техника: чеканка, ручная. 
Кон.  XVIII – нач. XX вв. 

Монеты - «Чешуйки». Еще их называли «арбузными семечками». Такую своеобразную форму монеты получали из-за технологии чеканки. Серебряную монету вытягивали в проволоку, рубили на мелкие куски, каждый из них плющили, а затем из полученных пластинок каплевидной формы чеканили монеты. На украшении мы видим имитацию таких чешуек, изготовленных из недрагоценного металла.

Украшение чересплечное женское южноудмуртское. Фрагмент. 
Материал: серебро, металл.
Техника: ручная, чеканка. 
Кон.  XVIII – нач. XX вв. 

Пример использования в одном украшении серебряных царских монет, монетовидных жетонов (второй справа) и советских денег (первая монета справа).

Украшение чересплечное женское южноудмуртское. Фрагмент. 
Материал: серебро, металл.
Техника: ручная, чеканка. 
Кон.  XVIII –  XIX вв. 

Царские серебряные монеты XVIII - XIXвв. и имитации серебряных «чешуек».

Комплект женских южноудмуртских украшений.
Материал: металл, пластик, бисер, ткань.
Техника: ручная.
Кон.  XVIII – нач. XX вв.

Комплект украшений из фондов Глазовского краеведческого музея, представленный на выставке, принадлежал Шахниной Марии Петровне 1882 г.р. уроженке д. Баграш-Бигра Малопургинской волости Сарапульского уезда, ныне Малопургинский район Удмуртской Республики.

Украшение нагрудное женское южноудмуртское (уксётӥрлык). 
Материал: серебро, металл, ткань х/б, лен.
Техника: ручная. 
XIX – сер. XX вв.

Хронологические изменения удмуртских украшений выражаются в добавлении  на них современных предметов бижутерии, современных монет и даже медалей: «За трудовое отличие», «За отвагу», «Медаль материнства». Это подчеркивает приспособляемость украшений к новым социально - бытовым явлениям, к новым условиям жизни.

Украшение нагрудное женское южноудмуртское. Фрагмент. Два шиллинга. 
Материал: серебро.
Техника: чеканка. 
Австрия.
1933 г.

В Австрии в 1928 году было решено начать выпуск памятных серебряных монет номиналом 2 шиллинга, так называемых доппельшиллингов. В 1933-1937 годах, стали изображать политических деятелей государства. Выпуск двойных шиллингов был прекращен в 1937 году.
На реверсах  монет, выпущенных с 1928 по 1933 год, помещены гербы девяти федеральных земель Австрии и герб Вены, название государства.
На монете изображен профиль доктора Игнаца Зейпеля. Игнац Зейпель (19 июля 1876 – 2 августа 1932) – австрийский политик, федеральный канцлер Австрии в 1922-1924 и 1926-1929 годах. 
Тираж 400 000 штук.

Украшение нагрудное женское южноудмуртское. Фрагмент. Медали.
Материал: серебро.
Техника: чеканка. 
1940-е гг.

Медали "За отвагу" и "За боевые заслуги" содержат значительную массу серебра высокой пробы. «За отвагу» — высшая медаль в наградной системе СССР. Медаль «За отвагу» с момента своего появления стала особо популярной и ценимой среди фронтовиков, поскольку ею награждали исключительно за личную храбрость, проявленную в бою.  В основном медалью «За отвагу» награждали рядовой и сержантский состав, но также она вручалась и офицерам (преимущественно младшего звена). Как попали эти медали и австрийская памятная монета на удмуртское украшение, нам неизвестно, можно только предположить, что они были подарены жительнице Удмуртии вернувшимся с фронтов Второй мировой войны родственником.

Украшение нагрудное женское южноудмуртское. Фрагмент.
Материал: серебро, металл, ткань х/б, лен.
Техника: ручная. 
XIX – сер. XX вв.

Изучение украшений в тесной взаимосвязи с одеждой, в контексте их бытования в обрядовой, праздничной системе, позволяет выделить несколько функциональных мотивов: эстетический, социально-возрастной, экономический и магический.
Первый принцип характеризуется стремлением усилить красоту одежды и красоту естественных черт женщины. Социально-возрастная функция особенно четко прослеживается в женских и девичьих украшениях. Как правило, девичьи украшения более скромные. Кроме того, многие украшения девушки могли носить и в будние дни. Использование того или иного вида украшений свидетельствовало о наступившей социально-возрастной перемене в жизни владелицы.  В момент наступления совершеннолетия девушка, вероятно, надевала их, собираясь на праздник, молодежное гуляние или посиделки, где этот факт был засвидетельствован общественным мнением.  
Экономическая функция выражалась в способности украшений представить благосостояние владелицы. Чем состоятельнее семья, тем богаче был комплекс нарядов невесты. Именно она надевала полностью все элементы украшений. В данном случае тесно переплеталось все многообразие функциональных принципов украшений, но магическая, охранительная являлась главной.  Девушка, переходящая в новую возрастную группу женщин, будущая мать, продолжательница рода, должна была оберегаться от «сглаза». Украшения, надетые на нее, могли якобы отвлечь «дурной взгляд».
Не только украшения, но и предметы, из которых изготавливались украшения (серебряные монеты, раковины, бусы, кораллы), обладали магической функцией оберега. Они также, как и украшения, передавались по наследству. Со временем степень значимости определенных функций изменилась и в последнее время эстетическая функция остается, пожалуй, единственной.