Удмуртский обряд «Пинал пыртон»

Пускай январь трещит и ломит,
Нам нынче думать не о том –
Пинал пыртон сегодня в доме,
Пинал пыртон, пинал пыртон

 
Флор Васильев.

Рождение ребенка – важное и радостное событие в жизни каждой семьи. В наши дни существует добрая традиция приходить в гости с подарками и поздравлять молодую маму. Возродились из прошлого обычаи выбирать крестных родителей и присутствовать на крещении ребенка.


В былые времена у удмуртов на второй-третий день после рождения ребенка, в день его крещения в церкви, устраивался праздник. Всех родственников и крестных приглашали на крестильный обед, где обязательным блюдом застолья было топленое масло. В него, после всех угощений, гости и крестные клали для новорожденного деньги. У северных удмуртов обряд назывался «вой сиён» («едение масла»). Обычай этот связан с древним языческим обрядом моления о новорожденном.


Разрушение и закрытие церквей в годы Советской власти, привело к тому, что крестить детей стали в домашних условиях, без священника. Так появился новый обряд -«пинал пыртон» – принятия новорожденного в большую семью родственников («пинал» - ребенок, «пыртыны» - введение, внесение). Там, где сохранялись действующие храмы, церковное крещение и обряд «пинал пыртон» совмещались.

Зоя Алексеевна Семенова, 1935 года рождения жительница села Кочишево.

Фото: Трефиловой Л.В.

Историю проведения обряда «пинал пыртон» для своей дочери Риты, поведала нам Зоя Алексеевна Семенова, 1935 года рождения, в 1950-е годы жительница села Архангельское Красногорского района. Девочку она крестила по настоянию своей матери. Та убеждала: «Пока церковь стоит - не закрыли, пока я жива…».


Крестными родителями маленькой Риты стали три семейные пары.  Выбирали из достойных людей, руководствуясь тем, что их душевные качества передадутся новорожденному. 18 марта 1958 года маленькую Риту будущие крестные родители понесли в Вознесенскую церковь, а молодая мать осталась дома: готовиться к праздничному ужину. Во время свершения таинства девочка вела себя удивительно спокойно, не капризничая и не плача. После церковного обряда кумовья принесли ребенка домой. (Кстати, права оказалась мать Зои Алексеевны, спустя три года Вознесенскую церковь села Архангельского закрыли).

Обряд "Пинал пыртон". Семья Даниловых, г. Глазов.

Фото: Трефиловой Л.В.

2016 г.

На вечер был запланирован «пинал пыртон». В назначенное время приглашенные родственники, крестные родители и близкие друзья собрались за праздничным столом. Мать Зои Алексеевны, как самая старшая, взяла завернутую в пеленку внучку и передала ее через стол в руки крестной матери, а та - крестному отцу. После, бабушка вновь передала маленькую Риту через стол следующей крестной паре и так дальше. Почему через стол? В традиционных представлениях удмуртов стол являлся «ладонью Бога» и домашним «престолом» (алтарём): «Хлеб на стол, так и стол – престол». Крестных родителей было шестеро. Принимая ребенка «на подарок», кумовья желали: чтобы счастливая была, чтобы умная была, чтобы работящая была… После все принялись за угощения. Помимо праздничных блюд, гостей кормили традиционной ячневой кашей на мясном бульоне, выпечкой и кумышкой. Кумышку (напиток, который с давних времен использовался при проведении древних удмуртских обрядов) Зоя научилась варить специально к этому событию. Крестильный ужин закончился обрядом «вой сиён»: чаша с маслом стаяла посреди стола и все, кто ел масло с хлебом, клал на край чаши монету и произносил слова напутствий-пожеланий для младенца. После сытного ужина с кумышкой, гости пустились в пляс. Веселье сопровождалось пением под своеобразный аккомпанемент – били ножом-косарем о печную заслонку. Согласно поверьям, магическая сила железа должна была предохранить новорожденную от действия «злых», «темных» сил…


Традиционные обряды, связанные с рождением ребенка, теряют прежний смысл исчезают приобретая характер «так делали наши бабушки». Но семейный обряд «пинал пыртон» дошел до наших дней. Радостное событие по-прежнему празднуют за обильным столом, а приглашенные дарят подарки новорожденному и его матери, произнося добрые напутствия.


А что же героиня нашей истории - девочка Рита? Сбылись добрые пожелания её крестных: Рита выросла красавицей и умницей, окончила педагогический институт и стала учителем истории. Ей присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».

Автор: Л.В. Трефилова, ст. научный сотрудник музея этнографического отдела

Глазовский краеведческий музей

© МБУК «Глазовский

краеведческий музей»

Положение о конфиденциальности

Мы на связи

Телефон: 8 (34141) 3-66-66

Email: gkm01@inbox.ru

Адрес

г. Глазов, ул. Кирова, 13, 

427620, Россия