• glazovmuseum

«Память сердца, память разума» 1942-й. Глазов

Второй год войны стал тяжелым испытанием для страны и народа. Труженики тыла давали фронту всё необходимое для победы. На предприятиях Глазова развернулось движение многостаночников, совместителей профессий, фронтовых бригад. Так, рабочие ж/д станции Глазова обязались увеличить производительность на 150 процентов, а многие работники выполняли задание на 175-200 процентов. Усердно работали мастерские «Льнотреста», кирпичный завод, хлебокомбинат, мясокомбинат, которые значительно перевыполнили годовой план 1941 года. А некоторые цехи и артели выполнили за год 3-4 годовых нормы («Швейпром», где шили верхнюю одежду, одеяла, спецодежду, кузнечно-ковочный цех и цех обозостроения артели «Металлпром»).

Ощутимой поддержкой фронту была продукция патронного завода № 544. Он разместился в корпусах недостроенного льнокомбината на базе эвакуированного в Глазов оборудования Подольского и Кунцевского патронных заводов. Ход стройки был под особым контролем государства. Задачей номер один для всех глазовчан стал быстрейший пуск патронного производства. В недостроенных корпусах, с незакрытыми еще проемами, без отопления, глубокой осенью 1941-го года уже приступили к прокрутке наскоро установленных станков. За ними стояли и осваивали работу мальчики и девочки 7-10 классов под руководством почти таких же «зеленых» бригадиров, прошедших курсы в Ульяновске. С ноября 1942 года патроны с клеймом «544» пошли непрерывным потоком на фронт.

Бригада 5 цеха завода № 544. Глазов. 1942 г.

Ветераны 544 завода вспоминали:

«Работали по 12 часов в сутки, часто оставались и на ночь. Подремав 1-2 часа у батареи, снова приступали к работе»

«Во фронтовых бригадах работали молодежь и подростки. В ночные смены всегда было неспокойно. Подгонять ребят не требовалось, а вот следить за тем, чтоб кто-нибудь не заснул за станком, приходилось».

«Случалось, на завод поступал дополнительный заказ, тогда с территории завода никто не выходил. Слипались глаза, невыносимо клонило в сон. Но спать нельзя! Из-за ручной подачи деталей под пресс, часто случались несчастья: то пальцы отрезало, то руки затягивало в ременные передачи».

«Уставали настолько, что были случаи, когда контролер, нагнувшись, чтобы поднять упавший инструмент, так и засыпал на четвереньках».

С первых дней войны жители Глазова и Глазовского района добровольно сдавали государству сбережения для нужд Красной армии в Фонд обороны, который был создан 1 августа 1941 года в Государственном банке СССР. Вместе со всей страной они перечисляли в Фонд часть зарплаты, ценные вещи, средства, вырученные от субботников и сверхурочных работ.

Деньги поступали в Фонд как от граждан, так и от трудовых коллективов. С 1941 по 1943 годы жители Глазова и Глазовского района в Фонд обороны внесли более 2,5 млн. руб.

Особым вкладом в победу стало участие глазовчан в строительстве железной дороги Ижевск - Балезино. Эта дорога протяженностью 146 км связала северную и южную часть Удмуртии, создала дополнительную кратчайшую связь северного Урала с районами Казанской железной дороги, Поволжья и Юга.

Строить дорогу начали еще в первые месяцы войны железнодорожные войска. Но в декабре, в разгар наступательных боёв под Москвой, они были отправлены на фронт. Остановить стройку было нельзя, и её продолжил народ Удмуртии.

К работе приступили сразу по всей трассе. За каждым районом республики закреплялся отдельный участок дороги, на котором валили лес, выкорчевывали пни, расчищали просеку от снега и вели земляные работы (в зависимости от рельефа делали насыпь или выемку). Техники было мало, работать приходилось вручную. Главными орудиями труда служили топоры, пилы, лопаты, кирки, тачки для перевоза земли и грузов, а также двуколки и телеги. Основной тягловой силой выступали лошади. И всё это делали в тяжелейших условиях: зимой температура падала до минус 54°С, почва промерзала, что крайне затрудняло процесс сооружения насыпи. Мешал работам и снег, высота покрова которого достигала в некоторых местах человеческого роста.

Основная тяжесть легла на плечи женщин, стариков, подростков, к работам привлекали колхозников в возрасте с 10 лет. Всего на работы было мобилизовано более 22.000 колхозников.

Колхозники Ярского района на строительстве железной дороги Ижевск-Балезино. 1942 г.

Разработка выемки на 87-м км дороги Ижевск-Балезино колхозниками Юкаменского района. 1942 г.

Самым трудным участком дороги оказался Кекоранский перевал, где почти половину строителей составляли подростки в возрасте 11-16 лет (2000 человек). Эти дети возводили насыпи высотой 25 – 30 м. Без подогрева промерзшая земля не поддавалась. Ломались сталь­ные инструменты, летели искры из-под клиньев, ломов, кувалд. Чтобы выполнить норму, приходи­лось работать с раннего утра и до позднего вечера с получасовым перерывом на обед.

27 января 1943 года, через год с небольшим после начала строительных работ, Казанская и Пермская ветки были соединены. В марте 1943 года по дороге Ижевск - Балезино началось рабочее движение. Только в 1943-1944 годах по дороге перевезли более 1 млн. 600 тыс. тонн грузов: спецдревесину для авиазаводов, рудостойку для Донбасса, топливо для оборонных предприятий и др. большое количество грузов было перевезено для ижевских заводов. Это был настоящий трудовой подвиг жителей Удмуртии и глазовчан в том числе!

Автор: Тронина Любовь Олеговна, научный сотрудник музея отдела истории

Просмотров: 0
Глазовский краеведческий музей

© МБУК «Глазовский

краеведческий музей»

Положение о конфиденциальности

Мы на связи

Телефон: 8 (34141) 3-66-66

Email: gkm01@inbox.ru

Адрес

г. Глазов, ул. Кирова, 13, 

427620, Россия