• glazovmuseum

«Переправа через Чепцу»

Мы продолжаем участие в интернет-акции «История одного экспоната». Сегодня расскажем о картине, которая, как и предыдущая, называется «Переправа через Чепцу». Правда, написана она на полвека позже и уже другим автором – Иваном Константиновичем Троегубовым. В марте 2014 г. полотно передала в дар музею дочь художника Галина Ивановна Троегубова. И.К. Троегубов (1926-1988), в прошлом – директор Глазовского районного дома культуры и преподаватель ГГПИ. В 1951 году демобилизовавшись из армии, он приехал к родственникам в Глазов и устроился на работу в Городской сад художником. В послевоенное время художественная мастерская Горсада располагалась в подвале Преображенского собора. Жарким летом 1951-го Иван Константинович и начал писать «Переправу». Полотно пронизано теплом и светом, детством и стариной. Кажется, что художник изобразил праздничный или выходной летний день. С моста начинается знакомство с картиной. Временный деревянный плавучий мост возводился ежегодно, потому как каждой весной его уничтожал ледоход. Ходить по нему было небезопасно. На картине видно, что из-за гужевой повозки часть моста оказалась ниже уровня воды. Молодой человек подхватил девушку на руки, видимо, чтобы она не намочила ножки. Рядом с ними гармонист идет по воде, не боясь намокнуть. Он, наверное, играет что-то веселое, заливисто свистит или поёт. Атмосферу выходного дня создают и фигуры людей, выходящих из деревянного здания летнего театра, где показывали кино. «Переправа через Чепцу 1951 года» важна нам и как исторический источник. Троегубов специально не прописал густую рощу за собором, чтобы показать внутреннее пространство любимого места отдыха глазовчан: арочный вход в Горсад, памятник В.И. Ленину, фонтан, деревянный павильон-тир, скульптура «Девушка с веслом» и летняя танцплощадка с эстрадой-ракушкой. За Горсадом виднеются исторические достопримечательности Глазова, которые сохранились и по сей день – дома купцов Смагина, Смышляева и Попова (совр. адреса соответственно: пл. Свободы, д. 5, 6, 7). Один из «центральных персонажей» картины - Преображенский храм, умышленно изображен автором не соответствующим действительности 1951 года. Еще в конце 30-х годов собор был обезглавлен, а башни куполов разобраны на кирпичи. Вид полуразрушенного храма производил тяжелое впечатление как на местных жителей, так и на гостей города. В своей картине Троегубов изобразил первоначальный вид собора, воскресив его в красках. Во времена атеизма художник был вынужден пойти на компромисс и изобразить исторический памятник, а не культовое здание. И все же, при завершении картины, он не удержался, и последними яркими мазками сделал наметки крестов, как бы подавая надежду… На мосту, обозначающий временной переход, встречаются гужевая повозка и велосипедист – символы старого и нового. Велосипедист (будущее) идет в город, а телега, запряженная лошадью, уходит из города (в прошлое). Эта работа, отчасти пророческая, о чём и не догадывался автор. Композиционное решение «Переправы» направлено на собор и мост, который незримо связывает зрителя с этим собором. Преображенский храм из прошлого будет разрушен по причине постройки нового современного железобетонного моста… «Переправа через реку Чепцу» И.К. Троегубова пример того, как историческое прошлое через живопись может «ожить» и стать интересным новым поколениям. Картину вы можете увидеть до 26 августа, как и другие работы глазовских художников, в краеведческом музее на выставке «Глазов глазами глазовчан». В тексте использованы материалы статьи глазовского краеведа Т.Г. Мельм

Просмотров: 3
Глазовский краеведческий музей

© МБУК «Глазовский

краеведческий музей»

Положение о конфиденциальности

Мы на связи

Телефон: 8 (34141) 3-66-66

Email: gkm01@inbox.ru

Адрес

г. Глазов, ул. Кирова, 13, 

427620, Россия