Носи поясок – не теряй, потеряешь - не печалься?!

26.12.2016 г.

 

Пояс. Сейчас для нас это обычная повязка, деталь одежды А когда-то все было иначе…


Одних названий поясов в разных регионах России более 20: голунец, именной, крайка, кушак, надживотник, окрайка, опояска, плетешок, подживотник, подпояса, подпоясок, покрома, покромка, покромь, пояс, поясок, ремень, сетка, словесный, столбунец, столбовый, суконник, черес. А вот удмурты называют пояс - кускерттон – «поясницы повязка». Пояс у удмуртов был символом своего, родного. Так во время свадьбы, при переодевании невесты, надевая на нее пояс, говорили: «Воршудэд та мед луоз, шудзэ мед сетоз, зечсэ мед сетоз» («Пусть хранителем он тебе будет, счастья пусть даст, хорошего пусть даст»).


Из самых разных материалов изготовлялись пояса. Золотые и серебряные, с дорогими каменьями, кожаные, со всякими украшениями, шелковые – такую роскошь могли позволить себе только богатые, зажиточные люди. У крестьян же были распространены пояса из льняной и шерстяной пряжи – вязаные, плетеные, тканые. Тканьё поясов было широко распространено. Многие мастерицы учились ткать «самоуком» или в своей семье. Ткали пояса на квадратных деревянных дощечках с круглыми отверстиями по краям - «топках» и на бердах, вязали на спицах («на иголках»), плели на руках.

Дощечки-топки.

Девочки с девяти – двенадцати лет начинали ткать пояса: во время свадьбы и в предсвадебные дни нужно было подарить гостям до ста поясов. Во время сватовства невеста передавала жениху вытканный ею узкий шерстяной пояс в красных тонах и уже не могла изменить своего решения, не могла отказать жениху.  Пояс служил и родительским благословением, передавался по наследству. Встречаются такие пояса и в семьях глазовчан. В 2014 году в музей приносили пояс-оберег из семьи старообрядцев-кержаков, ранее проживавших в с. Карсовай. Он передавался из поколения в поколение младшим сыновьям по мужской линии, подвязывали его в праздники. На поясе вытканы слова, которые, к сожалению, разобрать не удалось.     Бывало и такое, что неграмотная ткачиха на поясе набирала буквы безо всякого смысла и даже в перевернутом виде. Иди и разберись теперь, что на них, просто теряешься в догадках.

Но в фондах музея есть пояса, которые можно прочитать. «ГОСПОДИ ИСУСЕ ХРИСТЕ СЫНЕ БОЖIИ  ПОМИЛУЙ НАС ГРЕШНЫХ АМИНЬ» -  эти и другие строчки из молитв, встречаются очень часто. Есть пояса с именем мастерицы, с посвящениями - кому принадлежит пояс или опояска, или кому его дарят – «НОСИ ПОЕСОКЪ КРЕСТИНА ПАТРАКЕЕВНА КОРОВКИНА НОСИ ПОЕСОКЪ  НЕ ТЕРЯЙ ПОТЕРЯЕШЬ НЕ ПЕЧАЛЬСЯ».


С древнейших времен пояс был сильным оберегом, приносящим благополучие и здоровье его владельцу. Ни одна мать раньше не выпускала ребенка на улицу неподпоясанным, боясь порчи или сглаза. Мужчине без пояса считалось находиться на народе, в обществе крайне неприличным. Распоясать человека означало обесчестить его: до настоящего времени в русском языке сохранилось выражение «распоясаться» - утратить приличие поведения. 


В качестве оберега пояс сохраняется и по сей день в старообрядческих семьях, особенно у пожилых. В этом мы убедились в этнографической экспедиции в деревнях Багыр Красногорского района и   Мысы Кезского района Удмуртской Республики. Старообрядцы часто называют пояс – «поесья». Носят их поверх сарафана, либо поверх фартука. При молении «поесья» ниже пупа спускают, потому что «рука при наложении креста на пупе должна быть».  Кроме «верхних» поясов, носят под рубахой льняную нитку («нижний» пояс) с наговоренными молитвами и завязанными узлами. Такие нитки-пояса защищают человека от порчи, сглаза, колдунов. 

Выступление на концерте в д. Багыр Красногоского района УР.
1951 г.

А ещё с помощью пояса гадали. Под Новый год хозяйки поясом связывали попарно бытовые и хозяйственные предметы: по примете - в наступающем году все в доме будет удваиваться, прибавляться. Девушки гадали о своём суженом: к поясу на ночь привязывали замок, запирали его и ключ клали под голову со словами: «Суженый-ряженый, отомкни меня». Кто «отомкнет», тот и будет суженым.  Девушки, желавшие выйти замуж, искали в лесу две осины, которые можно было перевязать одним поясом, и если находили, то считали, что желание их о замужестве сбудется. На дворе Новый год и Святки - самое время проверить гадания старинные. Развязываете свои пояса, да смотрите не «распоясайтесь».

 

 


Автор: К.А. Золотарева, ст. научный сотрудник музея этнографического отдела

Глазовский краеведческий музей

© МБУК «Глазовский

краеведческий музей»

Положение о конфиденциальности

Мы на связи

Телефон: 8 (34141) 3-66-66

Email: gkm01@inbox.ru

Адрес

г. Глазов, ул. Кирова, 13, 

427620, Россия