12+

Музейная Азбука

Глазовский краеведческий музей

         

          Главным богатством любого музея являются его коллекции. Музейные коллекции – это удивительный мир, который состоит из предметов старины, способных  пролить свет на многие сюжеты истории родного края. В настоящий момент фонды Глазовского краеведческого музея насчитывают более 46 тысяч предметов! Мы отобрали наиболее интересные экспонаты, и составили свою музейную азбуку. Знакомство с таким алфавитом позволит узнать много нового об известных, малоизвестных или забытых предметах прежних времен. 

          А - Арифмометр
Так называется вычислительная машина, предназначенная для быстрого сложения, вычитания, умножения и деления. Часто арифмометр называют «отцом» или «дедушкой калькулятора». Авторство изобретения этой чудо-машины приписывают Леонардо да Винчи, Вильгельму Шиккарду, Блезу Паскалю, Готфриду Лейбницу, а также другим ученым-изобретателям. Всего известно более двух десятков разновидностей арифмометров. 

          В конце XIX – первой половине ХХ века самой распространенной в России моделью был арифмометр шведско-русского механика и изобретателя В.Т. Однера. ВильгодтТеофилвыпускал свою вычислительную машину в Санкт-Петербурге с 1890 года. Интересно, что после национализации предприятия Однера в 1917 году и переноса производства в Москву, выпуск клонов арифмометров продолжился под маркой «Феликс» (в честь Ф.Э. Дзержинского). На многие десятилетия «Железные Феликсы» стали излюбленными приборами советских бухгалтеров и счетоводов. 

 

 

          Б - банки жестяные

          В качестве упаковки банки из жести появились еще в XVI веке, но массово стали использоваться в веке XIX-ом. В «жестянки» упаковывали кондитерские изделия, чай, кофе, конфеты. Изготовители продукции «превосходного качества» получали право изображать на своей упаковке государственный герб – двуглавого орла. Он сопровождался надписью «Поставщик Двора Его Императорского Величества». 

          Среди экспонатов Глазовского краеведческого музея такой герб красуется на жестяной банке «Монпансье смЂсь. Товарищество Ландринъ» (г. Москва. Нач. XX в.) и коробке из-под сладостей «ЖоржъБорманъ. 1896» (г. Москва. Кон. XIX в.).  Богато украшенные, банки и коробки из жести были настоящими произведениями искусства. Недаром они становились настоящим украшением кухонь; хозяюшки хранили в них разные съестные припасы. 
В советское время такой вид упаковки не потерял актуальность. Банки и коробки из жести особенно полюбились производителям парфюмерно-косметической сферы.

 

 

          В – ваза

          Ваза – предмет хорошо известный всем.Одним своим видом она помогает создать в доме уют.Нет границ фантазии мастеров, изготавливающих эти сосуды для букетов. Вазы бывают широкиеи узкие, высокие и низкие, стеклянные, хрустальные, керамические, фарфоровые, деревянные, пластиковые и даже каменные…

          Ваза, которая хранится в нашем музее, своим видом изумляет многих. Не всем сразу удается догадаться, для чего предназначена эта низкая широкая чаша с трубочками-цилиндрами внутри. А использовалась она для создания икебаны: цветы, ветки и зелень устанавливались в трубочки в центре вазы.

          Представленная ваза датируется серединой ХХ века. Традиционное японское искусство компоновки букетов пришлось по душе советским хозяюшкам. Поэтому отечественная промышленность время от времени выпускала ограниченные партии этих причудливых ваз.

          Г – Гырк, гырккес

          Так у удмуртов назывался специальный детский стульчик. В него заботливая мать усаживала малыша, который только начинал сидеть и ползать. Массивная «дуплянка» удерживала непоседливого кроху на месте, позволяя его маме заниматься домашними делами. Чтоб ребенок не заскучал и не заплакал, гырк часто ставили к лавке, на которую выкладывали разые игрушки: берестяные и деревянные погремушки, куклы-закрутки, черепки от ломаной посуды и т.д.

          Производство такого стульчика – дело нехитрое. Ствол дерева распиливали на части и в деревянной чурке выдалбливали отверстие («гырк» в переводе с удмуртского языка означает «дупло»). Внутри укреплялась поперечная доска – сиденье и стульчик готов. Представленный гырк бытовал у удмуртов в начале ХХ века на территории Глазовского уезда. Подобным стульчиком пользовались и бесермяне, которые называли его гӧркес.

          Д – дымарь

          Этот предмет хорошо знаком каждому пчеловоду. Он предназначен для окуривания пчел дымом, отчего и получил такое название. Пчелы очень боятся дыма, предвестника огня. А потому, едва его учуяв, они становятся спокойными и тихими, стараются спрятаться на дно улья. В это время пасечник может беспрепятственно осматривать пчелиный домик или собирать мед, не опасаясь гнева полосатых тружениц. А еще при помощи дымаря можно окурить улей медицинскими препаратами и таким образом продезинфицировать его изнутри.
 

          Дымарь представляет собой металлический корпус с носиком и ручкой. С виду он чем-то напоминает чайник, только действует иначе. В него закладываютсядеревянные щепки и поджигаются.Сбоку дымаря находятся кожаные меха, которые обеспечивают приток воздуха. Под воздушной тягой топливо тлеет или горит, выделяя дым, необходимый для работы с пчелами.

          Е – енот

          Эта симпатичная статуэтка была изготовлена на Ленинградском фарфоровом заводе имени М.В. Ломоносова. Интересно, что клеймо «ЛФЗ» на его продукции трактуется как «Ломоносовский фарфоровый завод», так и «Ленинградский фарфоровый завод». ЛФЗ (а ранее – Императорский ФЗ) всегда славился выпуском удивительно красивой, качественной и уникальной продукции. 

          Представленный фарфоровый енот создан заводскими умельцами в 1950-60-е годы, когда на смену агитационному фарфору пришли анималистические сюжеты. Расписанные и покрытые глазурью фигурки животных стали забавным повседневным декором почти каждого советского жилища. Украшать ими квартиры считалось престижно, и красноречиво говорило о высоком уровне жизни.

          В музей статуэтка поступила в 2015 году из семьи Горбушиной Александры Александровны, врача акушера-гинеколога г. Глазова, Ветерана труда. У этого енота должна быть своя «банда» еще из двух таких же милых товарищей. Возможно, братики-енотики когда-нибудь пополнят дружную семью музейных экспонатов.
 

 

          Ё – ёлка полиэтиленовая новогодняя

          Традиция устанавливать ёлку под Новый год в быт простых советских граждан вернулась в 1935 году, после нескольких лет гонений на «рождественское дерево» со стороны властей. С тех пор именно ЁЛКА (а не ель – дерево языческих поклонений) стала неизменным символом наступающего нового года. 

          Первые советские искусственные ёлки стали делать в 1960-х годах из дешевой «пластичной массы». Их иголки выглядели очень неестественно, плоско и заурядно. И всё же, такие ёлки сразу стали популярными. Они не сыпали иголки на пол и могли прослужить своим хозяевам не один год. И хотя пластиковые реплики не могли конкурировать по красоте с живыми деревьями, практичность и дешевизна победили. Недостатки скрывали игрушки и мишура, «дождик» и серпантин, коими ёлки обильно украшали. Макушку дерева венчала красная пятиконечная звезда – официальный символ Советской России.

          Ж - Жбан

          Так называется деревянный сосуд с крышкой и ручкой, предназначенный для хранения напитков. От прочей бондарной утвари его отличает небольшой носик. 

          Северные удмурты пользовались этой посудой вплоть до середины прошлого века, и называли они её «Сур бекче» – бочонок для пива. Удмуртское пиво – это сладкий и густой слабоалкогольный напиток, который хорошо утолял жажду. Готовили его из солода и хмеля, как правило, к праздникам. Приготовленный сур наливали в жбан, который отлично сохранял температуру напитка. Такой бочонок брали с собой и в дорогу, отправляясь, например, в гости в соседнюю деревню. Ручка на жбане позволяла его переносить даже на дальние расстояния, а плотно подогнанная крышка удерживала жидкость от проливания.

          Изготавливали жбан из сосновых, реже дубовых дощечек-клепок. Если нужного дерева не было, то могли сгодиться ель, пихта или береза. Придонные части скрепляли обручами из прутьев ивы или черемухи. Сверху на крышке просверливали небольшое отверстие, которое потом закрывалось пробкой. Если она на месте, то бочонок становился почти герметичным. Но стоило убрать пробку, и пенистый напиток легко разливался по кружкам.

          З – зажим для пионерского галстука

          На заре пионерского движения одним из атрибутов формы был специальный зажим, которым скреплялись концы пионерского галстука. Элемент этот был желательным, но не обязательным. 

          Пионерский зажим был наполнен различными зашифрованными символами. Пять поленьев костра означали пять континентов. Три язычка пламени – Коминтерн (3–й Интернационал). Всё вместе – сгорающие в пламени Коминтерна пять континентов – Мировую Революцию. Серп и молот – орудия крестьян и рабочих, которые являются основой советского государства. «Будь готов!» - призыв и лозунг пионеров. Скрепление же галстука зажимом означало скрепление единства пионеров, комсомольцев и коммунистов -трех поколений, которые этот галстук символизировал.

          В конце 1930-х годов пионерские зажимы неожиданно исчезли. Началось все в 1937 году, когда на волне массовой шпиономании на безобидном зажиме «разглядели» букв «З», означавшую «врага народа» Зиновьева, и даже профиль самого Троцкого! И хотя специальная комиссия НКВД опровергла эти домыслы, зажим так и не вернулся в обиход. К этому времени насыщенная символика пионерского зажима тоже стала неактуальной: речи о мировой революции уже не было, да и сам Коминтерн впоследствии был распущен.
 

          И – изү (татарский женский нагрудник)

          Набор нагрудных украшений у татарских женщин был богат и разнообразен. С одной стороны, это связано с общемусульманским взглядом на женщину-жену: чем больше на ней украшений, тем выше материальный достаток и общественное положение мужа.С другой стороны, обилие украшений связано с религиозно-магическими представлениями: это дополнительная «защита» от разнообразного магического зла.

          У женщины-татарки, кроме шейных и шейно-нагрудных украшений, которые она могла и не носить, были и обязательные. К таким, прежде всего, относился нагрудник «изү».Он был тесно связан с женской рубахой, и, по сути, являлся ее составной частью: татарские мастерицы изготавливали нагрудник, чтобы скрыть грудной разрез платья. А украшали его орнаментами из позумента, шёлковыми лентами, мелкими нашивными украшениями в виде монет, блях, пуговиц, бусин и т. д.
 

          К – копоушка

          В археологической коллекции нашего музея есть изумительный предмет – копоушка. По его названию, нетрудно догадаться, что предназначался он для чистки ушей. Однако эта туалетная принадлежность не так проста! 
 

          Копоушки бытовали с VIII по XIII века у древних удмуртов, живших по р.Чепце. На чепецких городищах таких изделий найдено более четырехсот. Копоушки внешне различаются: костяные и бронзовые, плоские и круглые, трех-, четырех-, пяти- и шестигранные. Но у всех есть общая черта: в нижней половине они сужаются и заканчиваются маленькой ложечкой. Видимо, размер этой ложечки и подтолкнул ученых предположить, что предназначались они для личной гигиены. Отсюда такое забавное название.

          Копоушки, как правило, искусно вырезаны из кости, тщательно отполированы и украшены тонким резным орнаментом. Поэтому не удивительно, что средневековые модницы носили их как украшение. А тщательность изготовления и изящный декор позволяют предположить, что копоушки служили и оберегами, призванными охранять своих владельцев от возможных бед.Иногда на копоушках встречается зооморфный рисунок, например, головы коней, что по поверью дополнительно усиливало магические свойства оберега.

          Интересно, что «ушные ковырялки» или «уховертки» были известны многим народам. В памятниках археологии они встречаются с VIII в. до н.э. по XV в. н.э. В быту же их использовали вплоть до XIX в. Даже в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона от 1902 года в разделе «Ухо, болезни его» написано: "Серные пробки вухе, которые притупляют слух и вызывают явления раздражения, должны быть удаляемы не ушными ковырялками, которыми можно повредить слуховой проход, а с помощью ваты или теплой воды; иногда эти пробки так крепко сидят, что приходится прибегать к помощи ушного врача".
 

          Л – Лампа керосиновая

          Керосиновая лампа – это светильник, который работает на основе сгорания керосина. Ею пользовались повсеместно со второй половины XIXвека до появления электрического освещения.

          Принцип действия лампы прост: внутри светильника есть ёмкость, в которуюзаливается горючее вещество – керосин. В неё вставляется фитиль – хлопковый шнур, по которому жидкий керосин поднимается к зоне горения. По мере сгорания фитиля его необходимо регулировать –поднимать и подрезать ножницами неровные края. От высотыи толщины фитилязависит яркость лампы: чем он выше и шире, тем ярче будет гореть и лучше освещать помещение. Чтобы пламя не погасло или, наоборот, не стало причиной пожара, горелка лампы закрывается стеклянным плафоном. А чтобы лампу было удобнее переносить, вся «начинка» снабжается каркасом. Иногда благодаря ему лампа приобретает причудливые очертания.

          В нашем музее хранится необычный светильник в виде страшной головы мифического существа. Вероятно, эта лампа изображает Кобольда. Так в германской мифологии называется дух-хранитель домашнего очага. Название «кобольд» означает «владыка помещения» и приблизительно соответствует русскому домовому. Кобальдов относят к особому виду эльфов и описывают безобразными карликами с большими заостренными ушами. Обычно это добродушное существо, которое постоянно возится и шумит. Иногда он может подшутить над людьми. Но если почувствует пренебрежение к себе, то может устроить в доме беспорядок. 

          Несмотря на необычный внешний вид, конструкция лампы традиционна: внутри головы-подставкиразместился стеклянный сосуд для керосина, в который опускали фитиль горелки. На лампе нанесена надпись «15'''», которая означает, что перед нами светильник с фитилемшириной 15 линий. Линия – это старинная единица длины, равная ширине пшеничного зерна (2,54 мм). То есть ширина фитиля лампы-«пятнадцатилинейки» почти 4 см, что обеспечивало яркое освещение.

          Наша настольная лампа изготовлена в начале ХХ века знаменитой немецкой фирмой «HugoSchneider». На этом предприятии керосинки изготавливались вручную с 1863 года. Год от года производство разрасталось. Фирма стала называться «HASAG» (сокращение от «HugoSchneiderAktiengesellschaft»). С 1932 года она стала крупным поставщиком вооруженных сил Германии, производила боеприпасы для стрелкового оружия, морские мины, а также знаменитый «фауст-патрон» (первый противотанковый гранатомёт). После окончания войны в 1947 году фирма «HASAG» была уничтожена.

          Производства мастерских Хуго Шнайдера были запатентованы в России в начале ХХ века как «Б.Ш.Д.» — «Акционерное общество Брюнеръ, Шнайдеръ, Дитмаръ». Сюда вошли фабрики, которые изготавливали лампы и горелки, на которых чеканили надпись «Полярная звезда». В годы Первой мировой войны предприятие изготавливало для русской армии пуговицы и бляхи для ремней с клеймом «БШД».
 

          М – Муӵко / му[тш]ко

          Муӵко – удмуртская заплечная берестяная люлька. В прежние времена таких понятий, как «декретный отпуск» или «отпуск по уходу за ребенком» не существовало. Уже через несколько дней после родов женщина возвращалась к выполнению привычных обязанностей. Но если дома ребенок находился под присмотром матери или старших сестер и братьев, то как быть в разгар деревенской страды? Уходя на работу в поле или в лес, женщина брала грудничка с собой. И здесь, как нельзя кстати, приходилось муӵко.

          Муӵко – это заплечный короб на лямках. Его плели и сшивали из бересты и луба. Козырек люльки защищал ребенка от прямых солнечных лучей, а береста хорошо пропускала воздух. От насекомых, солнца и дождя малыша защищал небольшой полог, которым муӵко прикрывали сверху. Это могли быть специально приготовленная занавесочка, плотный холст или женский фартук. По краю полог нередко обшивался полосками шелковой вышивки и прихватывался красной нитью.

          Благодаря лямкам муӵко надевалось так, что спинка люльки прижималась к телу. Нагрузка распределялась равномерно, что помогало женщине сохранить красивую осанку. При этом руки оставались свободными. Идя, к примеру, на жатву, она могла нести в руках серп («кусо»), туесок с квасом или корзинку со снедью. О большой роли муӵко в жизни удмуртов известный этнограф Н.Г. Первухин писал в своих исследованиях: «вотские (удмуртские) женщины носят маленького ребенка в муӵко всюду: и в поле на работы, и в церковь, и в гости».
 

          Н – набор инструментов и линз для подбора очков

          Набор инструментов и линз для подбора очков принадлежал Михаилу Андреевичу Корчёмкину (1897 – 1980 гг.). М.А. Корчёмкин – Заслуженный врач Удмуртской АССР (1942 г.) и РСФСР (1950 г.), посвятивший свою жизнь лечению людей от глазных болезней, в первую очередь – от трахомы. Это инфекционное заболевание глаз, известное как «болезнь грязных рук», в тяжелых случаях приводит к полной слепоте. До середины ХХ века от трахомы страдало более половины удмуртского населения.

          Вернувшись в Глазов в 1923 году после обучения в Казанском университете, Михаил Корчёмкин направил все силы на лечение населения от трахомы. В разные годы он возглавлял трахоматозный детский дом, Глазовский уездный отдел здравоохранения, Глазовский районный глазной пункт, трахоматозный диспансер. За годы работы Михаилом Андреевичем были проведены десятки тысяч операций по предупреждению слепоты и оказанию помощи слепым. Также он проводил курсы гигиены, беседы, читал лекции о профилактике глазных заболеваний. При работе с местным населением,врачу  помогало знание удмуртского языка.Благодаря усилиям М.А. Корчёмкинав Глазове было создано первое глазное отделение на 20 коек, открыты курсы подготовки медицинских сестер, позднее преобразованные в медицинское училище. Здесь в течении 25 лет он читал лекции по глазным болезням. Десятки молодых врачей начали свою работу в глазном отделении Глазовской больницы и трахоматозном диспансере под руководством М.А. Корчемкина. Он и его ученики сыграли большую роль в ликвидации трахомы и развитии офтальмологии в Удмуртии. За многолетнюю и плодотворную работу в области здравоохранения М.И. Корчёмкин награжден Почётными грамотами, Орденом Трудового Красного Знамени, Орденом Ленина, юбилейной медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина».

          Представленный набор инструментов и линз в 1923 году М.А. Корчёмкину подарил главный окулист Министерства здравоохранения, профессор А.С. Савваитов. Произошло это на Первом Всероссийском съезде здравоохранения. Этот подарок прослужил Михаилу Андреевичу не один десяток лет. В настоящее время он бережно хранится в фондах нашего музея.
 

          О – орехокол

          Этот предмет, как следует из его названия, предназначен для раскалывания орехов, а точнее, их твердой скорлупы. Однако, от большинства своих собратьев, выполненных в виде массивных щипцов, представленный орехокол сильно отличается. Он больше похож на печать или шахматную фигуру. В паре с увесистой «пешкой» идет небольшая круглая наковаленка с углублением в центре. В эту «ямку» иукладывается  орешек, причем, неважно какого размера - будь то грецкий или фундук. Чтобы добыть вкусное лакомство, остается лишь ударить по нему фигуркой-«пешкой». С этой задачей мог справиться даже ребенок.

          К сожалению, на орехоколе нет клейма, способного пролить свет на историю его создания. А вот пользовались им в семье глазовского священника, дочка которого, Т.В. Крошникова, и принесла его в музей.
 

          П - печати сургучные

          Печати в современном мире – дело привычное. Ни одна важная сделка или значимый договор без них не обходится. Менее известны печати сургучные. Но именно они скрывали самые интересные и сокровенные тайны.

          Дословно «сургуч» переводится как «воск для запечатывания». При нагреве (от 60 до 90° С) он плавится и становится пластичным, а при остывании вновь приобретает прочность и стабильную форму. Это позволяет ставить на сургуч печати, которые сложно подделать. Обычай запечатывать таким образом важные государственные письма пришел в Европу еще в средние века, а до России «добрался» в конце XVII века. Постепенно этот способ конфиденциальности перестал быть только государственным, и вошёл в обиход обычных людей. Свои «знаки отличия» появились у купцов и монастырей, служилых и частных людей. 

          В фондах нашего музея хранятся несколько сургучных печатей. Они отличаются формой и размером. Мастера старались перещеголять друг друга в изяществе своих изделий. А потому каждая такая пе