0+

27.05.2013

 

Среди многочисленных экспонатов, хранящихся в фондах Глазовского краеведческого музея, – есть небольшая, но очень интересная коллекция поддужных колокольчиков. Колокольчики активно используются музейщиками в работе с детьми на экскурсиях – мероприятиях при ознакомлении детей с народной культурой

Слово "колокол" означает - зов, шум, крики. Русская земля немыслима без колокольного звона. Колокольная музыка — это целое искусство. Она сплетена из величавого гула медных гигантов (от них идет основной тон), и заливистого сопровождения многочисленных малюток. Недаром в говорят: “Кто колокол купит, тот счастлив, будет”, “Кого люблю, того и дарю…”


Первое упоминание о колоколах на Руси найдено в 3-й новгородской летописи в 1066 году. Отливались колокола из сплава меди и олова. Они покупались в Европе и отливались иностранными мастерами. Первые колокола ушами неподвижно крепились к валу, концы которого вставлялись в выемки ниши, где колокол помещали. Качался весь колокол, ударяя стенками по свободно подвешенному языку. При раскачивании такого колокола, могла качаться и сама колокольня. В 15 веке в России появились заводы по отливке колоколов. Русские мастера – звонари, приложив смекалку, нашли новый способ звона, более удобный – язычный, которым пользуются сейчас. Раскачивающийся язык ударял по неподвижным стенкам колокола. Тогда колокола использовались в основном в церковных обрядах. Сохранившиеся древние колокола – это самые ценные исторические памятники православия, письменности, декоративно-прикладного искусства, наконец, литейного мастерства. 


Именно в России, где от одного селения до другого приходилось преодолевать огромные расстояния, появились поддужные или ямщицкие колокольчики. Поддужные колокольчики отливались из того же бронзового сплава, что и большие колокола, имели ту же форму и были невелики по размерам (высота и диаметр в пределах от 4 до 16 сантиметров). Голос у них был высокий, тонкий. Подвешивались они под дугой коренника (центральной лошади в тройке). Колокольчик туго привязывался к средней части дуги с помощью сыромятного ремня над головой коренника. Во время езды сам колокольчик был неподвижен, раскачивался только язычок (ударник), который бил по внутренней стороне стенки колокольчика.

В основном колокольчики помещались на почтовых и курьерских тройках в качестве сигнального средства. Во-первых, сигнал был нужен, чтобы потребовать от пешеходов и других экипажей немедленно освободить дорогу. Во-вторых, такой сигнал оповещал персонал почтовой станции о необходимости подготовить смену уставшим лошадям. Ямщики на станциях часто путались почтовая или частная тройка приближается. В связи с этим в 1836 г. был введен строгий запрет употреблять поддужные колокольчики не на почтовых лошадях. При въезде в город язык колокольчика подвязывали к дуге. Чтобы не производить излишнего шума. С этой целью язык колокольчика имел на конце отверстие для ремешка или был изготовлен в виде кольца.


Центры литья поддужных колокольчиков находились возле почтовых трактов. Родиной этого промысла стал г. Валдай Новгородской губернии, поэтому поддужные колокольчики часто называют валдайскими. Валдайские колокольчики имели строгую классическую форму - строиться на равновеликих соотношениях высоты и диаметра. Легенда о валдайских колокольчиках гласит, что в1478 г. по приказу московского князя в Великом Новгороде сняли вечевой колокол и перевезли его в Москву. По дороге, на одном из крутых склонов Валдайских гор сани с колоколом резко покатились вниз, и колокол разбился на мелкие части. Местные мастера собрали осколки и отлили из них маленькие валдайские колокольчики.

Колокольчик поддужный. с. Пурех Нижегородской губернии.  1870 г. Мастер Ф. А. Веденеев.
На юбке орнамент растительного характера и надпись в одну строку крупным шрифтом славянская бязь «1870 года. ВАЛДАИ. М. ФЕДОРЪ. АЛЕКСЕЕВЪ. ВИДЕНИЕВЪ».

Другими крупными центрами колокольного промысла были города: Касимов Рязанской губернии. Слободской Вятской губернии, Кунгур Пермской губернии, Тюмень Тобольской губернии, села Павлово и Пурех Нижегородской губернии. Поддужные колокольчики некоторых вышеперечисленных центров литейного дела в разные годы попали в фонды Глазовского краеведческого музея.


Один из экспонатов музейной коллекции колокольчик работы мастеров с. Пурех Нижегородской губернии. В первые годы пурехские мастера отливали колокольчики стараясь подражать валдайским (плотные валдайские формы с кованной петлей, даже писали «Лит на Валдае»). Пурехские колокольчики появились в 1860 году. К концу столетия село Пурех и его окрестности стали главным центром производства ямских колокольчиков в России. Позднее пурехские колокольчики почти всегда отливались с нумерацией, со стандартными украшениями на тулове. Колокольчики различались по номерам от первого до десятого. Наиболее крупные носили нулевые номера.


Меднолитейный завод Веденеевых возник в Пурехе в 1832 (1836) году и выпускал поддужные колокольчики, звонки и бубенцы. В 50-х годах 19 века во главе его стоял мастер Алексей Веденеев, затем в 80-е годы два его сына наибольшей известности достиг Федор Алексеевич Веденеев, работавший с 6-9 помощниками с 60-х годов XIX - нач. XX в.в. и сбывавший свои изделия на Нижегородской ярмарке. В 1885 г. на первой губернской выставке кустарных изделий в Нижнем Новгороде за свою продукцию получил бронзовую медаль «За трудолюбие и искусство». Ф.А. Веденеев получил право изображать медаль и государственный герб России на своих колокольчиках.

Колокольчик поддужный № 3
с. Пурех, Нижегородской губернии. Товарищество И.М. Трошина и А. И. Бадянова.

Поддужные колокольчики украшались различными орнаментами крестами, кругами, розетками, гербами, интересными надписями. Например, «Купи не жалей, со мной ездить веселей», «Звонит потешает - ездить поспешает», «Купи барин не скупись со мной езди веселись». На колокольчиках часто писали имя изготовившего его мастера, место отливки. Иногда указывали номер колокольчика.

Трошины известны в нескольких поколениях. Макар Яковлевич Трошин работал в 60-е - 70-е годы XIX в., его сыновья Федот, Алексей и Михаил имели собственные заведения в 80-х - 90-х годах XIX в. и в первом десятилетии XX в. Товарищество И. М. Трошина и А. И. Бадянова владело медно-литейным заводом в 10-х годах XX в. Пурехские мастера отливали колокольчики не большого размера.

Колокольчик поддужный.
с. Павлово Нижегородской губернии. 1877 г. Мастера братья И. и В. Гомулины
На юбке рисунок растительного характера (4 цветка) разделяющий надпись в одну строку крупным печатным шрифтом «БРАТЬЯ   ГОМУЛИНЫ ВПАВЛОВЕ   1877  ГОДА».

Среди экспонатов музея есть и другие интересные колокольчики работ российских мастеров литейного дела. Это поддужный колокольчик мастеров села Павлово - братьев Гомулиных. Купеческие сыновья Иван и Василий Гомулины стали выпускать медные колокольчики в кон. XIXвека. Один из братьев В.И. Гомулин входил в пятерку крупнейших предпринимателей г. Павлова. Гомулин занимался благотворительностью: отписывая из нажитых доходов деньги на мирские расходы, на обеспечение мебелью общественной больницы, на постройку здания для павловского кустарного попечительства.


Тулово колокольчика украшено двумя филигранными поясками и тремя розетками с орнаментом геометрического и растительного характера.

Колокольчик поддужный.
г. Слободской Вятской губернии 1810 г. Мастер М. Макушин.
На юбке надпись крупным печатным шрифтом «МИХАИЛА МАКУШИНА. В СЛОБОДСКОМ 1810 года» и рисунки растительного характер

В фондах музея есть колокольчики отлитые в г. Слободском. Город Слободской относился к числу старых и известных центров поддужного колокольного промысла. Первый колокольный завод в городе Слободском основал в конце XVIII века Трифон Каркин. В XVIII - начале XIX веков в основном литье колокольчиков занимался Бакулев. С 1807г. Илья Каркин, Василий Бородин, Михаил Макушин стали изготовлять в г. Слободском  подписные колокольчики. Слободские колокольчики имели форму близкую к валдайским. Тулово у слободских колокольчиков гладкое, без проточенных ободков или с украшениями. Шрифт надписи на «юбке» более строгий. Надписи выполнены обычным печатным шрифтом. Колокольчик работы слободского мастера М. Макушина самый старый в коллекции поддужных колокольчиков Глазовского краеведческого музея. Он датирован 1810 годом.

Колокольчик поддужный.
г. Слободской Вятской губернии. 1879 г. Мастера братья Поповы.
На юбке надпись в одну строку крупным печатным шрифтом «Братья Поповы г. Слободской 1879 года» . 

Новый расцвет колокольного производства в г. Слободском, начиная с середины 19 века, связан в основном с именами Поповых, Ситниковых, Желваковых. Мещанин Егор Михайлович Попов и его братья Иван, Николай и Гаврила имели медносамовареное заведение, в котором кроме самоваров и медной домашней утвари, вырабатывались в 40-70-е годы колокольчики. Один из таких колокольчиков представлен и в коллекции нашего музея.

Колокольчики поддужные.
Россия. Кон. XIX – нач. XX в.в. 

Особый интерес в коллекции представляют колокольчики бытовавшие в деревнях Глазовского уезда. На тулове этих колокольчиков в знак принадлежности их к какому-либо удмуртскому роду расположены родовые знаки «пус» или «тамга» - в виде горизонтальных и вертикальных черточек, галочек или гусиных лапок. Такие знаки часто ставились на родовых предметах передаваемых от отца к сыну.

Колокольчики поддужные.
Россия. Кон. XIX – нач. XX в.в. 

Колокольчики поддужные свадебные.
Россия. к. XIX – н. XX в. 

Колокольный звон сопровождал все важные праздничные события в жизни крестьян, он крепился на тройку в Масленицу, во время свадьбы, проводов рекрута. Свадебные колокольчики богато украшались орнаментом, розетками и цветочными композициями.

Ботало.
Россия. Россия. Кон. XIX – нач. XX в.в.

Были и специальные колокольчики, которые использовались при выпасе скота -  ботала». Этот колокольчик имеет глухой звук, чтобы отпугивать диких животных. Его крепили к ошейнику животных (коров, лошадей). Звук ботала помогал найти заблудившееся в лесу животное.

С появлением железной дороги почтовые тройки постепенно прекратили своё существование, а колокольчики стали одним из школьных атрибутов. Ныне большинство поддужных колокольчиков хранятся в частных коллекциях и музеях. 

Поет звенит говорит, виртуальная выставка, составитель К. В. Тимчак, главный хранитель фондов МБУК «Глазовский краеведческий музей»