Глазовский краеведческий музей

0+

 

 

          Татары являются одним из крупных тюркоязычных этносов. Татарский народ прошёл длительный путь исторического развития и даже имел в прошлом свою государственность. Чепецкие татары – самостоятельная группа казанских татар Урало-Поволжья, живущих в бассейне Чепцы на северо-западе современной Удмуртии и Слободского района Кировской области. Массовое заселение татарами территории среднего и верхнего течения р. Чепцы (сегодня это северные области Удмуртской Республики) началось в середине XVII в. 

         

          Территориальное обособление чепецких татар от центральной группы произошло довольно рано. В условиях этнической периферии возник ряд специфических черт культуры, проявившихся в языке, элементах материальной и духовной культуры чепецких татар. Это, например, значительное число заимствований из русской, удмуртской и бесермянской культур. В свою очередь сами чепецкие татары сыграли важную роль в формировании современной удмуртской и бесермянской культур.

          В традиционной одежде отразились природно-географические и социально-экономические условия жизни народа.

         

          Распространенным головным убором мужчин являлась четырехклинная, полусферической формы тюбетейка или в виде усеченного конуса. Материалом для пошива тюбетеек служили в основном бархат и вельвет. Подкладка большинства тюбетеек делалась хлопчатобумажная, реже шелковая. Орнамент применялся растительный, а также в виде полосок вдоль всей тюбетейки. Праздничная бархатная позументная тюбетейка искусно вышивалась тамбурной, гладьевой (чаще золотошвейной) вышивкой.

         

          Особо оригинальными были женские головные уборы. Вышитая жемчугом, мелкой позолоченной монетой, золотошвейной гладью и др. шапочка-калфак была распространена у всех групп татар, кроме кряшен.

Тюбетейки татарские мужские. 2000-е гг.

Калфак. Новодел. 1980 г.

Калфак. Новодел. 2000-е гг.

 

          К обязательным нагрудным украшениям женщин прежде всего относился «изү» – нагрудник. По форме «изү» напоминает нагрудники соседних народов (чувашей удмуртов, и т. д.). Он орнаментировался позументами и шелковыми лентами, а также различными мелкими нашивными украшениями в виде монет, блях, пуговиц, бусин и т. д. Изү тесно связан с женской рубахой, но по сути является ее составной частью. Его никогда не носили поверх фартука или верхней одежды.

Нагрудник (изү). Глазовский уезд. Нач. ХХ в.

Концы рукавов. Глазовский уезд. Нач. ХХ в.

 

          Из всех головных украшений чулпы имели самое широкое распространение. Они были обязательными для женщин всех возрастов. Накосные украшения татарских женщин были очень разнообразны по форме и особенностям декоративного оформления, по способам ношения и технике изготовления. Накосник в виде узкой ленты, на которую при помощи кольца крепиллись бляхи и мелкие монеты, использовался в платочных и калфачных комплексах головных уборов.

Подвески к косам (чулпы). Глазовский уезд. Кон. XIX-нач. XX вв.

 

          Традиционной обувью являлись кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жёсткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи. Праздничные женские ичиги и башмачки, как правило, были оригинально орнаментированы в стиле многоцветной кожаной мозаики (так называемые «казанские сапожки»).

Сапоги татарские женские, кожаные (ичиги). Арск. 2-я пол. XX в. 

Туфли татарские женские, кожаные. Арск. 1980-е гг.

 

          Бытовые вещи: полотенца, скатерти, занавеси, покрывала, настенные коврики, с характерным сочетанием красного узора с белой основой – кестымцы покупали. Юкаменские татарки сами изготавливали декоративные ткани с браным узором. При ткачестве они широко использовали технологию, эстетические приемы удмуртов и бесермян.

Полотенца декоративные татарские домотканные. Глазовский уезд. Нач. XX в. 

 

          Кумган – кувшин, используемый правоверными мусульманами для омовений.

Кумган. Россия. Нач. XX в.

 

          Чепецкие татары исповедовали ислам суннитского направления, признававшего священным не только Коран, но и устные предания, записанные ближайшим окружением пророка. Иначе их называли магометанами аморовой секты.

Вид на мечеть. Балезинский район с. Падера. 1994 г.

Касимов Лытфуила Ясавиевич, кестымский мулла (духовное лицо, священнослужитель).

Балезинский район д. Кестым. 1994 г.

 

          Обучение девочек предполагало персональные занятия по книгам, содержание которых состояло из догматов веры и нравоучительных рассказов, обычно из жизни святых пророков, но запрещалось обучение письму. Мальчики учились в мектеб (низший) или медрэсэ (средний и высший) при мечети с изучением письменности. 

Религиозная литература на арабском, татарском и турецком языках.

Казанская губерния. Кон. XIX-нач. XX вв.

Календарь татарско-мусульманский. На татарском языке.

Казань. 1907 г.