Бытование туесов на севере Удмуртии в конце XIX – начале XX вв.

В фондах Глазовского краеведческого музея хранятся несколько десятков туесов (бураков), бытовавших в Глазовском уезде Вятской губернии на рубеже XIX – XX веков. Исследование этих предметов быта представляет большой интерес для расширения знаний о родном крае.

Кустарные промыслы в России имели обширное распространение и давали значительный заработок населению. История берестяного ремесла уходит корнями в далекое прошлое. Как отмечают исследователи в конце XIX века, «о времени возникновения этого промысла у старожилов-кустарей никакого воспоминания не сохранилось. Они говорят, что занимаются этим делом издревле». По некоторым источникам, берестяным промыслом в России занималось 115 тысяч человек. Таким образом, бурачный промысел занимал одно из ведущих мест среди ремёсел страны. В литературе, наряду со словом «туес», укрепилось слово «бурак» в одном и том же значении - берестяной сосуд цилиндрической формы с крышкой и донышком. И хотя у слова «бурак» 11 значений, а у слова «туес» - одно, за промыслом укрепилось название «бурачный».

Основным материалом для производства бураков служила береста - верхний тонкий слой березовой коры нежного розовато-кремового цвета. Ее древнее название «бересто» известно с XV-XVI вв. Позднее появились «берёста» и «береста». Эти названия употребляются до сих пор. Береста привлекала внимание народных умельцев тем, что при обработке она сохраняла свои свойства – мягкость и гибкость. Не удивительно, что этот материал получил широкое использование и у удмуртов при изготовлении утвари и предметов домашнего обихода.

Это объясняется так же тем, что береста отличается замечательной прочностью. Вещь, изготовленная из бересты, могла быть в употреблении десятки лет. Из берестяных изделий особой тщательностью отделки отличался туес (удм. -сарва, лянгэс), который выполнял в быту различные функции. Прежде всего, он представлял удобную вещь для переноски и хранения различных припасов, жидкостей, в том числе кваса, меда, молока и т.д., поскольку он не пропускал влаги. К тому же, в правильно выделанном бураке горячие продукты медленнее остывали, а холодные дольше сохраняли прохладу. Эти «средневековые термосы» изготавливались практически повсеместно в Вятском крае, украшались иногда тисненым орнаментом, расписывались.

Тисненый орнамент являлся наиболее распространенным способом декорирования туеса. Тиснение производилось с помощью деревянных и металлических штампов. У удмуртов в узоре встречались кружки, звездообразные розетки, пересеченные ромбы, кресты, сетка и листья.



Туеса берестяные с тиснением. Конец XIX – начало ХХ века
Встречаются туеса ранней датировки (XIX в.) с прорезным орнаментом на бересте, причем под этот ажурный берестяной узор в качестве фона подкладывали фольгу и цветную бумагу. Подобные туеса с прорезным орнаментом напоминают русские «шемогодские» изделия из бересты, которые выделывали на продажу кустари из-под г. Великого Устюга. К сожалению, в фондах ГКМ подобных туесов нет.

В отдельных редких случаях в практике удмуртских мастеров была манера и расписывать туеса. В Вятском крае такие малоизвестные центры росписи туесов находились в с. Вяз (вязовские бураки) и г. Луза. Орнамент таких расписных туесов был растительный: стилизованные цветы, листья и простые композиции из них, в которых цветы группировались в гирлянды, небольшие букетики. В целом же, роспись не характерна для удмуртов и заимствована ими от русских.

«Вятские губернские ведомости» за 1890 год отмечают, что «бураки в Вятской губернии вырабатывают различных достоинств (начиная от семи-восьми вершков в поперечнике и кончая игрушечными). Вятские бурачники умеют раскрашивать бураки и вытискивать на них узоры, но делают это менее искусно, чем пермские. Итак, вятский бурак с тиснением, более скромный, чем на Урале, и своей особой грубоватой масляной росписью сложился к концу XIX века как самостоятельный промысел». 

Как отмечено в «Материалах по описанию промыслов Вятской губернии», в конце 19 века в Вятской губернии насчитывалось 316 человек, занимавшихся выделкой берестяных бураков. При этом,  самое большое число бурачников было в Глазовском уезде (195 чел.). Здесь бурачники сосредоточились главным образом в волостях – Балезинской (91 человек), Елганской и Унинской. 

Данный источник дает развернутое описание бурачного промысла в Вятской губернии в конце XIX века. 

Производство берестяных туесов осуществлялось мастерами-надомниками непосредственно в жилых избах, отдельных мастерских не было. Работу выполняли сами бурачники, наемных рабочих не было. Промыслу уделялось только свободное от полевых работ время, основная же часть сил и времени уходила на ведение земледельческого хозяйства. Поэтому изготовлением бураков занимались с осени, после уборки зерновых культур, и оканчивали работу в апреле и мае. Таким образом, рабочий год для бурачников составлял в среднем 150 дней. Рабочий день продолжается, как и у прочих древоделов, до 14-ти часов.

Основными инструментами служили плотничий топор, нож (вершков 7-8), шило и маленькая полукруглая стамеска для продавливания отверстий на крышке. Такой набор инструментов оценивался в сумму от 92 копеек до 1 рубля 12 копеек, а то и меньше копеек на 50, если принять во внимание, что «топор имеется во всяком доме для хозяйственных работ». 

Изготавливали бураки двумя способами – выворотным и сшивным. Бересту для бураков заготавливали в строго определенный период времени. Для внутренней полости бурака заготавливали сколотни - разной величины пустые цилиндры бересты, снятые с дерева. Их заготовкой занимались в весеннее время, когда деревья в полном соку, или, как говорят, когда береста «линяет», т.е. отделяется от древесины весьма свободно. Для наружного слоя туеска годилась береста в виде широкой ленты, и заготавливался такой материал спустя 4-5 недель после полного окончания весеннего сокодвижения, что совпадало обычно с началом июня. Чтобы береста хорошо отслаивалась, срезали её ранним жарким утром, пока не сошла роса. 

Заготовкой бересты бурачники занимались сами или приобретали её у других ремесленников. К примеру, кустари Вятского уезда скупали сколотни у пермяков Орловского уезда, которые «этот материал собирают в своих и казенных лесных дачах, частью по билетам, частью тайно. Сколотни пермяки продают грудами, штук по 1000 разного рода. Но часто обманывают: кладут в груды плохие сколотни, да еще штук на 100-200 меньше. 100 штук хороших сколотен стоят вместе 2 рубля. Сколотни мелкие вдвое дешевле. Нужно заметить, что материал обходится вдвое дороже, когда крестьяне сами приезжают к пермякам; последние знают, что крестьянин обратно пустой не поедет и набавляют цены. Иногда же пермяки сами возят товар в деревни, тогда они обходятся кустарям дешевле. Дерево для дён (для дна) покупается у них же по 40 – 50 копеек за средние и большие бураки, по 20 копеек на мелкие за сотню. Бересто на обшивку покупают по 30 копеек за пуд. Пуда хватает на 50-60 бураков. Это тоже цилиндр из бересты, только разрезанный по длине и служащий для наружной обшивки бурака.».

Процесс выделки бураков состоял из нескольких этапов, которые подробно описаны в «Материалах…»:

1.    Сколотень очищается от различных неровностей и сору, края его обрабатываются.
2.    Приготовляется обшивка: она меряется по поверхности сколотня и затем края её по длине цилиндра соединяются плотно в замок.
3.    В готовую уже обшивку вставляется сколотень. При этом нужно заметить, что сколотень значительно длиннее обшивки, так, что когда он вложен в обшивку, он выдается из последней как со стороны крышки, так и со стороны дна приблизительно на вершок.
4.    Таким образом, полученные два цилиндра, плотно вложенные один в другой, распариваются в горячей воде. Когда бересто станет достаточно мягким и растяжимым, тогда выдающиеся концы внутреннего цилиндра загибаются на наружный, т.е. на обшивку. 
5.    Приделывается замок: это – пластинка береста, шириною в ½ вершка, связанная в замок в виде кольца; она обхватывает то самое место бурака, где должно быть вставлено дно, чтобы последнее держалось в бураке прочнее.
6.    Приготовляются дёна и крышки бураков; они обстругиваются и округляются ножом; затем дно с помощью палочки вставляется в бурак, и, когда последний высохнет, вдавливается в стенки бурака. На крышках же круглой стамеской прорезываются отверстия и вставляются концы ручек или дужек бурака; дужки изнутри закрепляются клинышками. Эти дужки выстругиваются ножом из пластинок распаренной бересты.


В «Материалах…» приведены цены на бураки и расчет среднего заработка кустарей бурачников: «На изготовление 100 бураков относительно крупного размера уходит материала общей стоимостью 3 рубля; сюда входят 100 сколотней (на 2 руб.), 2 пуда бересты на обшивку (на 60 коп.), дерево на донца и ручки (на 40 коп). Таких бураков мастер может сделать по 10 штук в день. В продажу они идут до 5 рублей за сотню. Следовательно, за 10 дней, в которые бурачник сделает туеса, его прибыль составит 2 рубля (по 20 копеек в день).

Средние бураки продаются рубля по 3 сотня, причем затраты на материал для них сокращаются в двое, т.е. на сотню таких бураков уйдет береста и дерева на 1 руб. 50 коп. Употребляя на выработку бураков 7 дней, мастер получит в среднем тоже до 20 копеек в день. 

Самые мелкие бураки продаются от 80 копеек и до 1 рубля за сотню, но крупные бураки бывают и по 6-7 рублей за сотню и дороже. Разумеется, между всеми этими сортами есть много переходных ступеней, соответственно чему происходит и колебание цен на них, зависящее, главным образом, от размеров изделий и доброкачественности поставленного на них береста. Выше же приведенные расчеты определяют лишь средние цены описываемых изделий и заработки от них. 

Итак, средний чистый заработок бурачников доходит до 20 копеек в день, что составляет в год, за 150 рабочих дней, 30 рублей на мастера. Все же 316 человек бурачников получат по этому расчету чистого годового заработка 9480 рублей. Имея же в виду, что последний составляет только около 50% общего валового дохода кустарей, а остальные 50% составляют затраты кустаря на материал, находим, что общая сумма производства описываемых изделий достигает 19.000 рублей.
 
За окраску сотни средних бураков платят от 1 рубля до 1 рубля 20 копеек с сотни; причем материала для окраски уходит на 50-60 копеек. Окрасив сотню бураков в 3 дня, мастер получит почти то же заработок, как и от выделки бураков, т.е. от 17 до 20 копеек в день. Впрочем, нужно заметить, что бураков окрашивается очень незначительное количество, так как покупатели к такому товару относятся с недоверием, потому что при окраске часто бывает удобно скрыть многие недостатки в материале, например, тонкие прослойки в бересте, при окраске незаметные, которые легко могут дать течь в бураке, и другое». 

Бурачный промысел относится к форме мелкой семейной кустарной промышленности. К ремеслу мальчики приобщались с 10-12 лет, занимаясь сначала более легкими работами (выстругиванием ручек и заклепок к ним, вставкой их в бураки и пр.), а затем переходили к более трудным работам, требующим большей физической силы. К 16-17 годам мальчик уже становился «полным мастером». Женщины иногда принимали участие только в окраске бураков. 

Сбыт бураков производится кустарями на местных городских и сельских базарах. Кустари Вятского уезда продавали свои изделья оптом: местным торговкам скупщицам, которые торговали ими на рынке в розницу, и посторонним скупщикам крестьянам, которые распространяли свой товар по всей губернии. Бурачники не занимались продажей своих изделий на рынке, стараясь избегать перерыва в работе и связанных с торговлей дополнительных расходов, прибегая к помощи скупщиков. 
В фондах Глазовского краеведческого музея хранится фотография начала ХХ века (автор – Чешихин В.Е.), на которой запечатлена женщина–удмуртка, торгующая бураками в Глазове в базарный день



Удмуртка, торгующая бураками в Глазове в базарный день.
Начало ХХ века.
Данная фотография подтверждает, что  большая часть бураков, продававшихся в Глазове, не окрашивалась, а продавалась и шла в употребление неокрашенной. Подобные простые бураки без каких-либо украшений составляют основную часть туесов, хранящихся в фондах Глазовского краеведческого музея



Туеса берестяные из фондов Глазовского краеведческого музея
Однако, в коллекции музея есть три расписных бурака, значительно отличающихся от продукции местных кустарей.



Нижнетагильские бураки из фондов ГКМ
Поступили они из семьи глазовского священника. Каждый из трех бураков выполнен настоящим мастером своего дела: качественно изготовленный берестяной бурак загрунтован, окрашен в яркие цвета, покрыт лаком. Так же на каждом из них есть рисунки различной тематики, которые сочетают роспись искусным растительным и геометрическим орнаментом, а так же переводные картинки. Подобное описание данных бураков наводит на мысль о том, что они были изготовлены на Урале, в г.Нижний Тагил, где «во второй половине XIX – начале XX века выпускалось несколько сортов бураков – простые с тиснением, крашеные и «лакированные», то есть шпаклеванные с гравюрами или переводными картинками».

Изделия Нижнего Тагила отличались высоким качеством и служили своего рода эталоном для мастерских ближайших селений. Лакированные бураки были особенно популярны среди мещан. Такие бураки делились на два вида: «полушпаклевка» и «шпаклевка». Если бурак перед окраской фона немного шпаклевали составом из мела и столярного клея, чтобы было не видно соединительного шва, он назывался «полушпаклевка». При «шпаклевке» грунтовку выглаживали до идеально ровной поверхности. В качестве фона на ранних этапах преобладали контрастные тона: синий, зеленый, оранжево-красный, а впоследствии – приглушенные: охристый, голубой, розовый. В XVII и XVIII веках уральские бураки украшали тиснением, в начале XIX века тиснения стали расписывать, а в конце XIX и в начале ХХ веков от тиснения отказались и только расписывали. Промысел по росписи предметов из бересты существовал рядом с промыслом по росписи металлических изделий, иногда совмещаясь в одной мастерской или даже в лице одного мастера. Преобладающей в росписи уральских бураков стала цветочная роспись. Декорировались бураки так же росписью под малахит, бронзу и черепашку, либо украшались картинками из журналов, после чего бураки покрывали лаком. Под это описание подходят все три бурака, но более других - бурак зеленого цвета. Таким образом, можно с большой долей вероятности характеризовать данные бураки как продукцию нижнетагильских мастеров конца XIX – начала ХХ веков.

Следует отметить, что в Глазовском уезде бурачный промысел был представлен не только кустарями-удмуртами, но и русскими старообрядцами. Интересно исследование Шудеговой Валентины Сергеевны «Старообрядчество в Глазовском уезде Вятской губернии (XIX– первая треть XX вв.)», в котором автор указывает, что: по данным Всероссийской переписи населения 1897 году в Глазовском уезде старообрядцев проживало 30602 человек, а в 1902 году в Глазовском уезде старообрядческое население проживало в 30 приходах, занимая одно из первых мест по Вятской губернии по числу старообрядцев (уступая лишь первенство Орловскому уезду Вятской губернии). При характеристике старообрядческой деревни Погудино автор отмечает, что «деревня издавна славилась строителями, колесниками, кузнецами, делали в деревне бураки, шили сапоги и хомуты». Однако, изготовление старообрядцами бураков, вероятно, производилось только для собственных нужд, и на рынок эта продукция не поставлялась. 

Бурачный промысел, просуществовавший несколько сотен лет, в конце XIX века «неудержимо клонится к упадку». Причин этого можно выделить несколько:

1.    Вытеснение берестяных туесов с рынка более дешевой деревянной и прочей посудой.
2.    Сокращение бесплатных пригодных для промысла лесных угодий. «В прежнее время, когда материал (бересто) был под руками в своих наделах и когда им можно было пользоваться почти бесконтрольно, и кустарям он почти ничего не стоил, работать было выгодно. В настоящее же время, когда о своих лесных наделах, подходящих для промысла, во многих местностях и помину нет, а пользование материалом из казенных дач, часто очень удаленных от мест производства, обставлено строгими условиями – затраты на производство год от году увеличиваются; цены же на изделия не повышаются. Вследствие этого промысел становится малодоходным, и кустари обращаются часто к другим, более выгодным занятиям».
3.    Сокращение изготовления лакированных берестяных изделий объяснялось их высокой ценой, прихотливостью моды, но главным образом, утратой тагильчанами секрета приготовления знаменитого «хрустального» лака. 

Бурачное производство, медленно угасая, продолжало существовать еще в первой половине ХХ века, а в некоторых деревнях бураки были в употреблении вплоть до середины 1980-х годов. В 1970-х годах на Вятской земле началось возрождение производства бураков. В это время они вновь появляются в продаже на прилавках магазинов как удобная и практичная тара для сыпучих продуктов, а так же как украшение интерьера кухни. В эти годы вятские бурачки изготавливались уже из сшивной, пластовой бересты, их производством занималось Кировское производственное объединение «Умелец». В настоящее время лидирующим предприятием по производству берестянык бураков является Кировское предприятие «Вятские промыслы». Бурачные традиции продолжают свою жизнь в прикладном творчестве отдельных мастеров. 

Литература:
•    Барадулин В.А. Народные росписи Урала и Приуралья. (Крестьянский расписной дом) - Л.: Художник РСФСР, 1987. – 200с. 
•    Климов К. Удмуртское народное искусство. Ижевск «Удмуртия». 1988.
•    Крюкова Т.А. Удмуртское народное изобразительное искусство. Удмуртия. Ижевск-Ленинград. 1973. 
•    Материалы по описанию промыслов Вятской губернии. Выпуск IV. Издание Вятского губернского земства. Вятка. 1893г. 
•    Перминова Н.И. Берестяники //Энциклопедия земли Вятской. Том 10. Ремесла. 
•    Учимся плести из бересты // Наука и жизнь. №5 (май). 1993. 
•    Энциклопедия земли Вятской. Том 8. Этнография, фольклор. 1998. 
Интернет - источники:
•    
Бурачный промысел // http://nhpko.ru/история-народных-промыслов/бурачный-промысел
•    
История берестяного промысла // http://tues.narod.ru/statyi/6/6.html
•    
Народные промыслы Кирова // http://www.kipov.ru/arts/burachnyy-promysel/
•    
Старообрядчество в Глазовском уезде Вятской губернии (XIX– первая треть XX вв.). Дипломная работа Шудеговой Валентины Сергеевны. // http://gazya.ru/nuda/staroobryadchestvo-v-glazovskom-uezde-vyatskoj-gubernii/main.html
•    
Традиционные росписи туесов // http://100-bal.ru/kultura/137193/index.html
•    
Урало-Сибирская роспись // http://m-der.ru/store/10006212/10006312/10006334/
•    
Художественная обработка бересты // http://www.fio.vrn.ru/2005/19/beresta.HTML
 
 
28.12.2016
Автор: Е.О. Тугбаева,
научный сотрудник музея отдела образовательно-просветительской деятельности.

👁 1 946

Вверх