Глазовский краеведческий музей

12+

Б.П. Есипов

– организатор советской школы

«Стремился быть ближе к учительству…»

 

Выставка подготовлена
Л.А. Волковой, зав. отделом истории

         

Детство и учебные годы Б.П. Есипова. 1894 – 1917 годы          

          Борис Петрович Есипов родился в селе Полом Глазовского уезда Вятской губернии (сегодня – территория Кезского района Удмуртской Республики) в семье волостного писаря. Родители Петр Лаврентьевич и Анна Николаевна воспитывали детей (Бориса, Аркадия и Ангелину) быть принципиальными, независимыми, учили доброму и отзывчивому отношению к людям. С самых ранних лет приобщали к книге и чтению газет и журналов, пробуждали в них интерес к знаниям, учебе, самообразованию.

          Первые школьные годы Бориса прошли в Поломской четырехгодичной начальной школе. Учитель Ф.А. Попов увлекал учеников соревновательностью (кто быстрее решит задачу, кто скорее запомнит прочитанное и точнее перескажет рассказ). Учил корректно и аргументированно отстаивать свое мнение. Мальчику нравилось учиться. Школу закончил с похвальным листом.

          Перед молодым человеком открывались широкие горизонты взрослой жизни. На семейном совете решили, что первенцу нужно продолжить образование. Предстояла дорога в уездный город Глазов.

Город Глазов в начале XX века. Вид на Вятскую улицу 
(сегодня – улица Кирова). Снимок П. Молчанова. (Из фондов ГКМ)

          Выбор пал на несколько учебных заведений. В Городском училище юноша мог получить профессию кузнеца, слесаря, столяра или плотника. Духовное училище готовило псаломщиков для церквей Глазовского уезда и давало возможность успешным выпускникам поступить в Вятскую духовную семинарию. Однако Борис был увлечен примером своего учителя Феодосия Александровича и хотел стать народным учителем. Сельскохозяйственное училище, располагавшееся в 2-х верстах от с. Парзи, тоже знакомило с элементарными сведениями по педагогике. Правда, его выпускники поступали на службу по сельскохозяйственной части – землеустроителями, агрономами, лесными кондукторами. В Глазове лишь два учебных заведения – женская и мужская гимназии давали среднее образование и готовили педагогические кадры для школы. 

Здание Глазовского духовного училища. Левое здание построено
в 1821 – 1822 годах, правое – в 1905 – 1907 годах. Снимок 1910–1914 годов

Внутренний вид домовой церкви иконы Черниговской Богоматери духовного училища. 1910-е годы.

(Из фондов ГАКО. 0085)

Здание Глазовского городского училища. Построено во второй половине XIX века

Учащиеся ремесленного класса городского училища.

Здесь также учились революционер Е.А. Бабушкин, работавший с В.И. Лениным в Париже;

первый председатель Удмуртской автономии И.А. Наговицын. Снимок 1912 года

Учащиеся сельскохозяйственного училища. 1916 – 1917 годы

          И все же, по совету родителей Борис выбрал Глазовскую мужскую гимназию. Она была образована в 1904 году как двухгодичное учебное заведение. Затем стала классическим средним учебным заведением, аттестат которого открывал дорогу в университеты. Малосостоятельная, но высокоинтеллектуальная семья надеялась, что Борис «выбьется в люди», получит высшее образование и устроит свою судьбу лучше отца, обедневшего дворянина, дослужившегося лишь до коллежского регистратора (низший чин 14 класса Табеля о рангах).

Здание Глазовской мужской гимназии. Основана в 1904 году как прогимназия

Выпускники Глазовской мужской гимназии.

Многие из них затем стали видными партийными и советскими деятелями.

Борис Есипов во втором ряду четвертый слева направо. Фото Кадочникова. 1913 год

Прошение П.Л. Есипова о допущении сына Бориса к вступительным экзаменам

в Глазовскую мужскую прогимназию. 14. 04. 1905. (ЦГА УР. Ф. 89. Оп. 1. Д. 195)

Удостоверение врача Чемоданова о здоровье Борисова Есипова для поступления

в Глазовскую мужскую прогимназию. 13.04.1905. (ЦГА УР. Ф. 89. Оп. 1. Д. 195)

Личное дело и удостоверение с портретом гимназиста Есипова Бориса. 
1905 год. (ЦГА УР. Ф. 89. Оп. 1. Д. 195)

          В гимназии преподавали Закон Божий, математику и геометрию, русский язык и словесность, историю, географию и природоведение, латинский, французский и немецкий язык, рисование, чистописание, пение и гимнастику. Молодые люди с увлечением занимались в спортивной команде «Соколы» и в духовом оркестре.

Спортсмены мужской гимназии «Соколы». 1914 год

Ученический духовой оркестр мужской гимназии. 1917 – 1918 годы

          «Кондуитный» журнал (по-современному – личная ведомость гимназиста с четвертными и годовыми отметками) свидетельствует, что Борис Есипов переводился из класса в класс с хорошими и отличными отметками. На «тройку» оценены были знания в третьем классе по естествознанию и истории, в пятом классе – по геометрии. Тем не менее, учитель Окулов, создавший очень хороший для того времени кабинет физики и использовавший на уроках метод физического эксперимента, запомнился юноше именно своими методическими находками. В гимназии юноша увлекся изучением истории и литературы. Аттестат зрелости подтверждает, что Борис был готов к освоению новых вершин в образовании.

Аттестат об окончании Глазовской мужской гимназии

№ 448 Бориса Петровича Есипова. 31.05.1913. (ЦГА УР. Ф. 89. Оп. 1. Д. 195)

          После окончания гимназии в 1913 году семь выпускников гимназии поступили в Петербургский университет. Борис Есипов с товарищем Иваном Поповым выбрали историко-филологический факультет. И.В Попов сыграл большую роль в формировании демократических взглядов Б. Есипова. Ученик четвертого класса Вятского духовного училища Ваня Попов был исключен из училища за распространение большевистских газет и листовок в Вятке и за выпуск рукописного журнала «Наша жизнь», имевшего революционную направленность. В глазовскую гимназию он держал экзамены экстерном и был принят в 4-й класс. Разумеется, о политической неблагонадежности в прошении не было сказано ни слова, более того, отмечено, что он получил домашнее образование.


          В Глазове гимназисты читали книги К.Маркса, В. Ленина и другую нелегальную литературу. Их оппозиционное царской власти настроение нередко проявлялось в форме неподчинения и дерзости преподавателям гимназии. Так, например, Н. Шубин был замечен в красной рубашке на берегу Чепцы, в то время как правилами определялось носить форменную одежду. На замечание инспектора А.Г. Фаллерова Николай «осмелился ответить дерзостями».

Фотопортреты соратников Б. Есипова по Глазовской гимназии и Петербургскому университету

С. Барышникова, И. Волкова, Н. Шубина, А. Мощенникова. 1905 – 1914 годы.

(ЦГА УР. Ф.89. Оп.1. Д.75, 134, 759. Из фондов ГКМ)

          В Петербургском университете выпускники учились на разных факультетах, но связи не теряли, образовали глазовское землячество. Вместе преодолевали жизненные неурядицы, искали подработку, занимались репетиторством, встречались в свободное время, обсуждали политические вопросы. В бурные революционные годы принимали живое участие в петроградских событиях. Они шествовали в уличных демонстрациях, записывались в народную милицию, агитировали солдат в казармах дезертировать из воюющей армии. Борис Есипов состоял также на службе в Петроградской исполнительной комиссии по продовольствию. Контролировал продуктовые лавки с целью предотвращения спекуляции.

8 января 1916 г. в Петрограде Борис Есипов обвенчался с глазовской учительницей

Юлией Ивановной Агафоновой. Фото. 1919 года

         

Б.П. Есипов – служащий уездного и областного отделов народного

образования. 1917 – 1923 годы          

          Вернувшись на родину в апреле 1917 года «делать революцию», Борис Есипов участвовал в организации советской власти в селах Полом, Зура, Игра. Его товарищ Иван Попов возглавил Глазовский уездный комитет РСДРП(б), а затем стал председателем Вятского губернского комитета партии большевиков.

Группа студентов-глазовчан, приехавших из Петрограда в апреле 1917 года.

Стоят, слева направо: первый – Н.А. Аммосов, второй – Солоденников, третий – И.В. Попов.

Сидят слева направо: А.Р. Казаринов, Н.Я. Шубин, Б.П. Есипов
(Буня М. Глазовские находки. Записки краеведа. Ижевск, 1971)

          На Глазовском уездном съезде рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Есипова избирают членом исполкома и вводят представителем в коллегию земской управы. Он со всеми вместе присягает на верность и преданность Российскому государству, клянется повиноваться и служить Временному правительству. Однако IV уездный съезд (20 – 24 января 1918 года), провозгласивший советскую власть, ликвидировал земские органы власти. Уездный исполком Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов под председательством И.Я. Шубина упразднил земскую коллегию. Её место занял Совет народного хозяйства (председатель А.И. Казаков, а секретарь – Б.П. Есипов).

Присяга на верность Временному правительству

членов уездного исполкома и депутатов земской управы Глазова. 1917 год.

(ЦГА УР. Ф.145. Оп. 1. Д. 2. Л. 200).)

Депутаты IV съезда рабочих, солдатских и крестьянских депутатов,

провозгласившего советскую власть. Январь 1918 год.

          Весной 1919 года, когда Глазову угрожали колчаковские войска, Есипов в составе сотрудников советских учреждений эвакуировался в г. Слободской, затем – в г. Тамбов, где его уже ждали эвакуированные мать, жена и дочка. Из Тамбова вся семья переехала в г. Кирсанов, там глава семейства зарабатывал на жизнь, читая лекции красноармейцам и сотрудникам военкомата.

          Кстати, брат Бориса Аркадий, которого друзья-гимназисты называли «Сократ» за высокий лоб и глубокий ум, погиб, защищая Глазов от колчаковцев. Революционный комитет города под руководством М.Ф. Исупова создал подпольную группу коммунистов. Подпольщики вели в тылу противника агитационно-пропагандистскую работу по формированию негативного образа врага и сбору военных сведений. А.П. Есипов был опознан кем-то из глазовских белых офицеров и расстрелян колчаковцами на станции Кез.

1. Предписание Глазовского ревкома об эвакуации советских учреждений из города.

Апрель 1919 года.

2. Фотопортрет А.П. Есипова, погибшего в 1919 году.

          13 июня Глазов был освобождён от белогвардейцев, и Есипова вызвали для восстановления работы в освобождённом пострадавшем уезде. Семья вернулась домой в августе 1919 г.

Демонстрация трудящихся Глазова по случаю освобождения

города и уезда от колчаковцев. 1919 год.

Демонстрация трудящихся Глазова по случаю освобождения

города и уезда от колчаковцев. 1919 год.

          Б.П. Есипов возглавил школьный подотдел Глазовского уездного отдела народного образования. С того времени все свои знания, способности и энергию молодой советский чиновник отдаёт делу строительства новой школы. Работал в тесном сотрудничестве с заведующим уездным отделом народного образования О.Л. Бемом. В трудное время разрухи и голода, Гражданской войны молодые просвещенцы (одному 27 лет, другому – 25), воодушевлённые решениями первых всероссийских учительских съездов, с энтузиазмом осуществляют первые шаги по замене старой школьной системы новой, претворяют в жизнь первый советский закон «Положение о единой трудовой школе». 


          Одновременно он работал учителем истории в школе II-й cтупени № 2 г. Глазов, оказывает методическую помощь учителям, содействует развитию новых элементов школьной жизни – ученического самоуправления и школьных советов. По собственной инициативе составляет учебные планы для школ первой и второй ступеней, разрабатывает программы по тем предметам, которые впервые вводились в школе: по ручному труду, физической культуре, музыке и пению, рисованию и графике.

Здание Глазовской женской гимназии. Построено в 1898 году.

В 1918 – 1930 годах здесь размещалась школа второй ступени № 2. Снимок начала XX века.

Коллектив учителей и учеников школы второй ступени № 2.

Во втором ряду Б. Есипов, А. Мощенников (директор).1919 год.

Коллектив учителей и учеников школы второй ступени № 2.

Во втором ряду Б. Есипов, А. Мощенников (директор).1919 год.

          Школьная реформа требовала новых учителей. Необходимо было определить образовательный ценз, оценить выполнение служебных обязанностей, выяснить отношение к Советской власти. О.Л. Бем писал в характеристике на Есипова, что Борис Петрович сочувствует советской власти. Все его выступления, лекции, отношение к служебным обязанностям позволяют утверждать, что «т. Есипов самый ценный работник в отделе».

Характеристика на Б.П. Есипова. Декабрь 1919 года. 
(ЦГА УР. Ф. Р-2. Оп. 1. Д. 24. Л. 123-123об.)

          Находясь в самой гуще школьной жизни, наблюдая тяжелое финансовое и материальное положение учительства, Б. Есипов неоднократно представлял его интересы в органах власти. Например, он отмечает регулярную задержку зарплаты учителям. Говорит, что некоторые школьные работники «буквально сидят голодом <…>, крестьяне в долг больше не дают продуктов». Учительницы бояться ехать в свои школы после каникул, потому что там «сторожиха со стонами и мольбами и с претензиями на получение мизерного оклада», не получаемого иногда с самого начала учебного года. Отмечает и другую проблему, не менее важную, это – отсутствие в школе дров, тесноту классных помещений, нехватку керосина для освещения зданий. Он докладывает, что трехмесячная задержка оплаты труда (в 1920 году) приводит к тому, что ценность денег понижается в три раза. То, что можно было купить за 100 рублей «в момент своевременной выдачи жалованья, через три месяца будет стоить уже 300 рублей». Следовательно, на те же самые деньги можно купить продуктов в три раза меньше. Он предлагает возбудить ходатайство от имени исполкома перед вышестоящими органами власти, справедливо отмечая, что «государство не имеет права задерживать выплату содержания своим служащим».

Доклад Б. Есипова о положении учительства на заседании 
Глазовского уисполкома. 1920 год. 
(ЦГА УР. Ф. Р-197. Оп. 1. Д. 74. Л. 29–29 об.)

          Обеспокоенный неблагополучным положением учительства и школьного дела на местах, Есипов данный доклад отправляет в Совнарком с просьбой познакомить с его содержанием В.И. Ленина. 11 января 1921 года письмо в виде статьи было опубликовано в газете «Правда» под заглавием «А этот фронт всё еще забыт». В ней автор отмечал, что пока органы власти мало помогают школе и учительству. Между тем, именно учитель воспитывает новых граждан страны и учит их грамоте. «Невежественные люди не смогут построить социалистического государства!», заключил автор статьи.

          Советским и партийным служащим Глазовского уезда нередко приходилось самостоятельно искать решение насущных проблем. Во время субботников и воскресников в нерабочее время они заготавливали дрова, ремонтировали уличные тротуары, изготавливали мебель для советских учреждений. В первых рядах всегда был Б. Есипов.

Работники партийных и советских учреждений Глазова на субботнике

по заготовке топлива (выгрузка бревен) на Чепце. 1920 год.

          В бурной жизни социалистических преобразований, школьный учитель, «работа которого сопряжена с усиленным утомлением нервной системы, продолжается неопределенное количество часов в день, работа которого в высшей степени ответственна, учитель, которого посылают всюду и везде с лекциями, с агитацией, с пропагандой, с переписью… – получает 18 фунтов муки и больше ничего. Ничего больше» (из статьи Б. Есипова). Однако находились часы для праздных встреч с друзьями.

Б. Есипов (в центре) в часы досуга с учителями школы№ 2

и сотрудниками уездного отдела народного образования. 1922 год.

Б. Есипов (в центре) в часы досуга с учителями школы№ 2

и сотрудниками уездного отдела народного образования. 1922 год.

          С переводом столицы образованной Декретом СНК и ВЦИК РСФСР Вотскую автономную область (4 ноября 1920 года) в город Глазов (январь – июнь 1921 года), работы молодого чиновника прибавилось.

Глазов – столица Вотской автономной области. 1921 год.

Глазов – столица Вотской автономной области. 1921 год.

          Имя Б.П. Есипова в те годы уже стало известным интеллигенции Удмуртии как теоретика и практика школьного образования. Все это достигалось самообразованием. Он ночами просиживает над чтением старых педагогических журналов «Свободное воспитание», «Русская школа», «Вестник воспитания», трудов русских педагогов К.Д. Ушинского, В.Я. Стоюнина. В.И. Водовозова. Приобретенные знания несет учителям. Стараниями молодого чиновника от просвещения книги по образованию, учебники и другая литература, хранившаяся в библиотеках бывших учебных заведений – мужской и женской гимназий была объединена и хранилась для всеобщего пользования в городской библиотеке (сегодня ПНБ им. В.Г. Короленко). 

          По инициативе Б. Есипова был издан ряд номеров приложения к «Известиям Глазовского уездного исполнительного комитета» – «Бюллетеня Глазовского уоно», начато издание специального журнала «Просвещение» (орган Глазовского уоно, 1919), в которых освещались насущные вопросы строительства советской школы.

«Неделя ребенка». Однодневная газета Глазовского уездного отдела 
народного образования. 1920 год.

          Под непосредственным руководством Есипова организовывались уездные и волостные учительские съезды, совещания работников народного просвещения, созданы объединения учителей и союз работников просвещения и социалистической культуры.

          Заведующий школьным подотделом уоно неустанно заботился о физическом здоровье учителей и школьников, их материальном и моральном благополучии. Об этом он писал в печати и говорил в публичных выступлениях. Один из докладов «Ближайшие задачи в области школьного строительства в Глазовском уезде» был прочитан на Глазовской уездной конференции Всеработпроса (Всероссийский профсоюз работников просвещения), состоявшейся 17 – 23 января 1921 года.

Совещание работников народного просвещения Вотской автономной области. В

центре – председатель ревкома ВАО И.А. Наговицын. 1921 г.

Бюллетени областного отдела народного образования Вотской автономной области.

10 марта 1921 года. Реферат доклада Б. Есипова «Ближайшие задачи

в области школьного строительства в Глазовском уезде»

          В августе 1922 года Б.П. Есипов был назначен заведующим подотделом социального воспитания при областном отделе в Ижевске. А заведующим Глазовского уоно остался П.Е. Конев – учитель, вырастивший не одно поколение революционеров и борцов за советскую власть в Удмуртии. Среди его учеников – один из большевиков братьев Шубиных – Сергей. Пимен Ефимович на уроках в Ежевской школе учил детей не бояться трудностей, читать и самообразовываться, воспитывал любовь к книгам. На посту учителя и заведующего уоно П.Е. Конев способствовал открытию новых советских школ, ликвидации неграмотности, особенно среди сельского населения – удмуртов и татар. Он понимал, что только образование откроет дорогу представителям малых национальностей в большую культуру, в социализм.

Сотрудники Глазовского уездного отдела народного образования.

В первом ряду в центре – П.Е. Конев, справа от него – Б. Есипов. 1923 год.

Агитплакат «Неграмотный тот же слепой. Всюду его ждут неудачи и несчастья».

Художник Радаков. 1920 год.

Поселок Ижевский завод в начале 1920-х годов

– столица Вотской автономной области

          В августе 1923 года Б.П. Есипов отозван в Москву в отдел единой трудовой школы Главсоцвоса. Кстати сказать, огромную роль в жизни и профессиональной карьере Б. Есипова сыграл педагог, методист, автор многих учебных пособий О.Л. Бем. Возглавив в 1920–1922 годах Вятский губернский отдел народного образования, затем работая в Народном комиссариате просвещения, О. Бем не забывал о глазовском соратнике, его выдающихся способностях в области педагогики. Очевидно, Бем ходатайствовал за товарища перед Н.К. Крупской, возглавлявшей тогда научно-педагогическую секцию Государственного ученого совета (ГУС). Совместная их работа в Главсоцвосе (Главный отдел социального воспитания при Наркомате просвещения РСФСР, Москва) была очень плодотворной.

Фотопортреты Отто Людвиговича Бема.

Слева – в бытность заведующим Глазовского уездного отдела народного образования.

1918 – 1920 годы. Справа – будучи комиссаром Народного комиссариата просвещения.

Начало 1930-х годов.

          Борис Петрович Есипов прошел путь от сельского учителя до крупного ученого-педагога с мировым именем. Его труды (более 150 работ) и сегодня не утратили своей ценности и актуальности. Сотрудники вспоминали, что Борис Петрович был требовательным и в то же время очень доброжелательным научным руководителем. Под его руководством были защищены пятнадцать докторских и кандидатских диссертаций. Не забывал Б. П. Есипов и родной край, радовался его успехам, шутил, что с удовольствием «не узнает» прежних мест. Приезжал в Глазов, например, в 1957 и 1964  годах. Встречался с преподавателями и студентами пединститута, с учащимися школ. Особенно рад бывал встречам с учителями. В автобиографии писал: «На протяжении всей своей работы я старался стоять ближе к учительству…».

Встреча Б.П. Есипова с учителями и школьниками г. Глазова. 1964 год.

       Основные труды Б. П. Есипова
1.    О качестве урока в начальной школе. М., 1932.
2.    Вожатому о воспитании детей. М., 1936.
3.    Методическое пособие для учителя начальной школы. М., 1938.
4.    Педагогика. М., 1938.
5.    Урок в начальной школе. М., 1944.
6.    Вопросы учебно-воспитательной работы в 1 классе. М., 1949.
7.    Дидактика. М., 1957 (соавторы М. А. Данилов и др.).
8.    Самостоятельная работа учащихся на уроках. М., 1961.
9.    Пути совершенствования методов обучения // Советская педагогика. 1963. № 12.
10.    Основы дидактики. М., 1967.